Что и как проверяет трудовая инспекция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что и как проверяет трудовая инспекция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Наличие правоустанавливающих документов – это только половина успеха; все они должны быть оформлены надлежащим образом. Типовые приказы и документы делаются по установленной форме. Помните, что все заявления пишет от руки сам работник, и что на соответствующих приказах необходим его автограф. Будет лучше, если журналы будут в твердой обложке, с клеевым переплетом, прошнурованы, пронумерованы на каждой странице, в конце – информация об общем количестве страниц, подпись, и печать.

Комментарий к ст. 356 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена полномочиям федеральной инспекции труда, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев.

2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда — проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основания для проверок — поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся; материалы средств массовой информации, данные статистики; судебной, прокурорской практики; материалы проверок, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов, других общественных организаций.

Еще одно важное полномочие федеральной инспекции труда — запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Во время регулярно организуемых приемов ей предоставлена возможность непосредственного общения с любыми заинтересованными гражданами, в первую очередь с работниками.

Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. Важно знать, что такие проверки нельзя проводить чаще чем один раз в три года.

Федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать экспертов, экспертные организации к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Эти эксперты (экспертные организации) не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также быть аффилированными лицами проверяемых лиц (см. ч. 6 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). Их помощь может оказываться в различных формах: консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам. Таким образом обеспечивается потребность в специальных познаниях в области здравоохранения и техники безопасности при анализе материалов о нарушении законодательства по безопасности труда.

3. Важным участком работы федеральной инспекции труда служит предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вплоть до ввода их в эксплуатацию.

4. По результатам проверок федеральная инспекция труда:

— выдает обязательные предписания об устранении нарушений;

— составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий;

— подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности;

— в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).

5. Федеральная инспекция труда вправе принимать и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав. Она уполномочена также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н. В соответствии с этим Регламентом федеральная инспекция труда информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов.

Читайте также:  Как в 2023 году вырастут минимальные больничные и детские пособия

7. Регулярный анализ материалов проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда также относится к компетенции федеральной инспекции труда. Собранные в ходе проверок материалы направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

Доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежат ежегодной публикации. Они подготавливаются по Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.

Задачи государственной трудовой инспекции

Государственная инспекция труда как служба, с помощью которой реализуются полномочия Роструда, обладает компетенцией в решении задач, связанных со следующими ситуациями:

  • устройство на работу;
  • изменение условий труда;
  • отстранение от работы;
  • прекращение трудовых отношений;
  • определение норм рабочего времени и времени отдыха;
  • оплата труда, выплата премий и отпускных;
  • командировки и другие виды служебных поездок;
  • определение круга ответственности сторон трудового договора;
  • повышение квалификации работника;
  • охрана труда на рабочем месте;
  • гарантии и особенности организации труда отдельных категорий работников и другие.

Полномочия Федеральной инспекции труда

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Ст. 354 ТК РФ определяет федеральную инспекцию труда как единую систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Таким образом, федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и государственных инспекций труда субъектов РФ.

Комментарий к статье 356 ТК РФ

Все закрепленные в этой статье основные полномочия органов федеральной инспекции труда основаны на положениях Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда».

Представляется, что все полномочия государственных инспекций труда, перечисленные в комментируемой статье, производны и подчинены важнейшему полномочию этого государственного органа, стоящему на первом месте, — осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства во всех организациях посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных трудовых правонарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

В полномочия федеральной инспекции труда вменен надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Такое дополнение ТК представляется вполне обоснованным и целесообразность таких дополнений исходит из следующего.

В соответствии с подп. 3, 7 п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховщик (Фонд социального страхования) обязан:

— своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию;

— исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 03.12.2011) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности — за счет средств Фонда социального страхования РФ.

С введением дополнений в ТК Федеральная инспекция труда обязана осуществлять надзор и контроль за правильным и своевременным назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых работодателем.

Следует отметить, что помимо федеральной инспекции труда в организациях независимо от форм собственности контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию вправе осуществлять комиссии по социальному страхованию из представителей работодателя и выборного профсоюзного органа или избранного уполномоченного по социальному страхованию. Фонд социального страхования осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (см. ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

При этом страхователь (в лице руководителя организации и главного бухгалтера) несет ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования, в том числе и при выплате пособий по временной нетрудоспособности.

Представляется, что указанные в ст. 356 ТК полномочия федеральной инспекции труда дают возможность непосредственного обращения в высшие органы государственной исполнительной власти, что создает благоприятную обстановку для дальнейшей реализации полномочий в интересах защиты прав работников и ограничения случаев произвола со стороны работодателей.

Читайте также: 

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

— государственной регистрации;

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Консультация трудовой инспекции: как обратиться

Обратиться в трудовую инспекцию работник может как устно, так и письменно. В первом случае он получит только общую консультацию, когда ему попросту разъяснять, как действовать в озвученной ситуации по нормам законодательства. Если же сотрудник желает организовать объективное рассмотрение допущенного работодателем нарушения, необходимо писать заявление в территориальную трудовую инспекцию.

Обычно наличие правильно составленного заявления является основание для назначения проверки изложенных в нем фактов нарушений и принятия соответствующих мер реагирования. Для этого заявление должно иметь:

  1. Наименование территориального органа инспекции, куда оно адресовано.
  2. Полное название предприятия (юридического лица), а также конкретного подразделения, где гражданин выполняет трудовые функции.
  3. Ф. И. О. работника, его контактные данные, адрес регистрации.
  4. Документ должен иметь название (жалоба, заявление).
  5. В описательной части необходимо изложить факты допущенных работодателем нарушений со ссылкой на статьи ТК (положения нормативных актов), которые были нарушены. По возможности следует приложить копии документов, которые все это подтверждают.
  6. После описательной части необходимо указывать перечень документов, подтверждающих изложенные выше факты нарушений.
  7. В конце документа ставится дата, подпись и расшифровка подписи.

Трудовая инспекция: новые полномочия с 2020 года

Понятия функции и полномочия имеют разный смысл:

  • функции Роструда определяют, что входит в его работу;
  • полномочия Роструда – это перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять ведомство, чтобы функционировать и решать возложенные на него задачи.

Например, одной из функций данной организации является надзор за исполнением трудового законодательства. Для ее осуществления инспекторы уполномочены:

  • проводить плановые и внеплановые проверки работодателей;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (с указанием даты, до истечения которой это следует сделать);
  • составлять административные протоколы, и т.п.

Когда обращаться в Трудовую инспекцию

Недобросовестность среди работодателей – частое явление – многие в своих интересах намеренно нарушают права нанятых сотрудников.

Конфликтные ситуации могут возникать на разной почве:

  • Личная неприязнь между сторонами (сотрудником и работодателем). Несмотря на профессиональные качества работника, работодатель предвзято относится к специалисту, что создает напряженную обстановку. Субъективный взгляд начальства на работника – не правонарушение, однако последствия могут оказаться неблагоприятными. К примеру, сотрудника необоснованно обвинят в нарушении и привлекут к админ. ответственности;
  • Постоянные нарушения норм трудового законодательства работодателем. Из-за постоянных нарушений работник не может полностью реализовать свои права и не намерен с этим мириться.

Внимание! ТИ уполномочена рассматривать такие трудовые споры, возникающие между сторонами (сотрудником и работодателем):

  • Работодатель не соблюдает установленные законом нормы и правила трудоустройства новых сотрудников. Самый распространенный случай нарушения – неправомерный отказ в устройстве на работу. К прочим нарушениями этого пункта относят: в соглашении не обозначена точная сумма установленного оклада и прочих выплат, причитающихся специалисту за его работу;
  • с применением испытательного срока принимают женщину в положении. В данной ситуации претендентка на должность должна надлежащим образом сообщить о своей беременности. Делается это путем предоставления подтверждающей беременность справки – ее выдает мед.учреждение, где женщина находится на учете. Подписывает документ лечащий врач (заведующий) женской консультации. Как вариант – главврач;
  • работодатель не принял никаких действий, чтобы ознакомить нового сотрудника с установленным в организации распорядком и прочими актами локального характера. При отсутствии ознакомительной подписи человека в случае наступления нарушения его не могут привлекать к дисциплинарному виду ответственности.

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале. Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Итоги проверки должны оформляться соответственно: должен быть составлен и подписан акт в двух экземплярах и сделана запись в журнале учета проверок (этот журнал оформляете вы по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 года № 141). К акту могут быть приложены протоколы анализов товаров, которые вы производите, протоколы экспертиз, объяснения трудящихся, предписания, которые вам предстоит выполнить, а также другие документы, в рамках осуществленной проверки.

Читайте также:  Начата выплата социальных пособий в апреле 2023 года

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то вы получите предписание об их устранении. Если не исправить все в нужный срок, то придется платить штрафы или ваша деятельность вообще может быть приостановлена. Штраф может быть наложен на вас как ИП, на вашего директора или на главного бухгалтера. Размер штрафа варьируется от 1 до 100 тысяч рублей, все зависит от тяжести нарушений.

Решение, принятое по результатам проверки, может быть обжаловано вами. Сделать это можно у руководителя инспектора, который вас проверял, а также у главного государственного инспектора труда или в суде.

Когда обращаться в Трудовую инспекцию

Недобросовестность среди работодателей – частое явление – многие в своих интересах намеренно нарушают права нанятых сотрудников.

Конфликтные ситуации могут возникать на разной почве:

  • Личная неприязнь между сторонами (сотрудником и работодателем). Несмотря на профессиональные качества работника, работодатель предвзято относится к специалисту, что создает напряженную обстановку. Субъективный взгляд начальства на работника – не правонарушение, однако последствия могут оказаться неблагоприятными. К примеру, сотрудника необоснованно обвинят в нарушении и привлекут к админ. ответственности;
  • Постоянные нарушения норм трудового законодательства работодателем. Из-за постоянных нарушений работник не может полностью реализовать свои права и не намерен с этим мириться.

Внимание! ТИ уполномочена рассматривать такие трудовые споры, возникающие между сторонами (сотрудником и работодателем):

  • Работодатель не соблюдает установленные законом нормы и правила трудоустройства новых сотрудников. Самый распространенный случай нарушения – неправомерный отказ в устройстве на работу. К прочим нарушениями этого пункта относят: в соглашении не обозначена точная сумма установленного оклада и прочих выплат, причитающихся специалисту за его работу;
  • с применением испытательного срока принимают женщину в положении. В данной ситуации претендентка на должность должна надлежащим образом сообщить о своей беременности. Делается это путем предоставления подтверждающей беременность справки – ее выдает мед.учреждение, где женщина находится на учете. Подписывает документ лечащий врач (заведующий) женской консультации. Как вариант – главврач;
  • работодатель не принял никаких действий, чтобы ознакомить нового сотрудника с установленным в организации распорядком и прочими актами локального характера. При отсутствии ознакомительной подписи человека в случае наступления нарушения его не могут привлекать к дисциплинарному виду ответственности.

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.

Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

— государственной регистрации;

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *