Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образовательные стандарты и требования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Персонал учреждения обязан оказывать первую медицинскую помощь. Безусловно, ДОУ – это не больница, поэтому обеспечение узкоспециальными лечебными препаратами не предусмотрено нормативами, но симптоматические лекарства (температура, боль в горле, обезболивающие, антисептики, противодиарейные средства) должны быть в аптечке медицинской сестры.
Основные права ребенка в детском саду
Перечень основных прав обозначен в Конвенции РФ по правам ребенка, о защите прав свидетельствуют также и другие законы.
Ребенок в ДОУ имеет право:
- Играть в любимые игры, времени на них у малышей должно быть в достатке, образование творческое развитие важны для ребенка, но заниматься тем, чем он хочет, хотя бы несколько часов в день, не должен никто запрещать.
- Развивать творческие способности. Развитие в саду заключается в проведении разного рода развивающих занятий для развития мышления, логики, речи. Ребенок должен развиваться всесторонне без ущемления каких — либо его прав, а это –задача педагогов и воспитателей.
- Получать медицинскую помощь. Нуждающимся в помощи детям в ДОУ она должна быть оказана без промедлений, эффективно и в полном объеме, для этого в садике обязательно должен присутствовать постоянно врач, или медсестра.
- Быть защищенным от жестокого обращения с ним, разного рода насилия. Недопустимо не только сексуальное, физическое насилие в открытой форме, но и эмоциональное. Крики, ругань, оскорбления и унижения детей считаются нарушениями их прав, которые должны наказываться. Это не педагогично, воспитатели просто не имеют права себя так вести.
- Удовлетворять свои нужды, ребенок имеет право ходить в туалет, пользоваться только чистыми в саду полотенцами, безопасными игрушками.
- Полноценно питаться. Подрастающее поколение, как никто другой, нуждается в полноценном здоровом питании. Ни в коем случае нельзя давать малышам испорченные каши, прокисшие супы, это тоже своего рода нарушение прав беззащитных детей, которые бессильны перед порой грозными и нерадивыми педагогами,при отсутствии родителей.
Родители же, в свою очередь, должны соблюдать установленный детским садом распорядок дня, приводить по утрам детей без опозданий, приносить запасную чистую одежду, быть вежливыми с воспитателями и педагогами. Недоразумений стает гораздо меньше.
Лечебные услуги в саду оказываются бесплатно. Как только видно, что маленькому становится хуже, он заболевает – воспитатель сразу оповещает про ситуацию родителей. Все дальнейшие действия согласовываются с мамой или папой. В случае ухудшения состояния пациента работник имеет право вызвать бригаду скорой помощи, которая уже будет решать вопрос о необходимости госпитализации малыша.
Примеры нарушения права
Распространенные примеры нарушения прав ребенка:
- Отказ в принятии в ДОУ ребенка из-за отсутствия регистрации по месту расположения учреждения.
- Отказ в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок.
- Запрет на посещение занятий физической культурой при отсутствии формы.
- Недопуск к занятиям. Ребенка необходимо приводить в сад в установленное время, в противном случае его имеют право не принять, но при наличии уважительных причин (например, посещение врача) необходимо оповестить воспитателя о том, что ребенок опоздает, и вопрос будет решен. Забирать воспитанника из детского сада можно в любое время, но не позднее времени окончания его работы.
- Отчисление из сада без уважительных причин. Однако если воспитанник не посещает детский сад более 90 дней, его могут отчислить.
- Условия при приеме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу с помощью взрослых).
Права ребенка: правила диалога с сотрудниками ДОУ
Разговаривать с сотрудниками ДОУ нужно правильно. С их стороны возможны разного рода отговорки, найдите на них достойный ответ.
-
Родитель предложил экскурсию в музей, воспитатель отказывается участвовать, ссылаясь на усталость.
- Это плохо, работники ДОУ совсем не заинтересованы, не прислушиваются к чужому мнению, не хотят удовлетворить просьбы и желания детей.
-
Воспитатель ставит малыша в угол, мотивируя это разбитой чашкой после завтрака.
- Плохой поступок воспитателя наказывать малыша за каждый его промах. Лучше бы промолчать и даже поощрить ребенка, ведь он только учится жить, моральное насилие над детьми недопустимо.
-
Воспитатель дала подзатыльник мальчику якобы за дело, ведь раньше могли и на горох поставить, значит, такое воспитание нормальное.
- Малыш –не бесправное существо, это такой же полноценный маленький гражданин нашей страны. Нужно проявлять терпение и уважение, несмотря на свое старшинство, бьющий педагог- не педагог, ему бы работу сменить.
-
По словам ребенка, воспитатель скотчем заклеила ему рот, ведь сегодня такое наказание стало модным у педагогов, вполне допустимо и не наказуемо для педагога.
- Родителям стоит поставить камеры, и больше знать о том, как себя ведут и чем занимаются их дети. Нельзя ссылаться на то, что малыш фантазирует, может придумывать и говорить неправду. Малыш с ранних лет все чувствует, понимает, если его любят, хорошо относятся, вряд ли он будет врать. Веры больше ему, чем воспитателю, ну а его действия и методы воспитания сегодня несложно проверить.
Ключевые задачи правового воспитания дошольников
Правовое воспитание в дошкольном учреждении нацеленона реализацию следующих задач.
- Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.
- Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
- Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.
- Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
- Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
- Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).
В целом процесс дошкольного правового воспитания включает в себя такие компоненты:
- информационно-познавательный;
- эмоционально-оценочный;
- поведенческо-деятельностный.
Начинать осваивать правовое пространство целесообразно со среднего дошкольного звена. В этом возрасте (четыре–пять лет) основное внимание нужно уделять нравственному воспитанию. Педагог закладывает в сознание малышей основы правового поведения: как можно поступать, а как нельзя, помогает им осознать, какие действия приносят вред самому человеку и окружающим людям.
С помощью воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают самые важные потребности.
Работа с родителями по правовому воспитанию
Прививая своим воспитанникам основы правового сознания, педагог должен тесно сотрудничать с их родителями. Ведь, многие семьи испытывают значительные трудности в воспитании детей — не знают, как повести себя в определённых ситуациях (непослушание, агрессия, пассивность ребёнка и пр.). Некоторые взрослые используют в общении со своим сыном или дочерью авторитарный стиль общения, запугивают их, проявляют чрезмерную строгость, даже практикуют телесные наказания. Такие родители обычно не придают значения детским переживаниям, считая их беспредметными и не имеющими серьёзной причины. Подобная ситуация очень опасна для психического развития ребёнка, формирования его личности.
Как показывает практика, во многих семьях правовая культура находится отнюдь не на высоком уровне. И нарушение прав маленького ребёнка часто становится обычным явлением (речь при этом даже не идёт о социально неблагополучных семьях). Вот поэтому становится очень значимой роль воспитателя — именно он должен заниматься правовым просвещением родителей.
Методы работы с родителями в области правового воспитания.
Примеры нарушения права
Распространенные примеры нарушения прав ребенка:
- Отказ в принятии в ДОУ ребенка из-за отсутствия регистрации по месту расположения учреждения.
- Отказ в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок.
- Запрет на посещение занятий физической культурой при отсутствии формы.
- Недопуск к занятиям. Ребенка необходимо приводить в сад в установленное время, в противном случае его имеют право не принять, но при наличии уважительных причин (например, посещение врача) необходимо оповестить воспитателя о том, что ребенок опоздает, и вопрос будет решен. Забирать воспитанника из детского сада можно в любое время, но не позднее времени окончания его работы.
- Отчисление из сада без уважительных причин. Однако если воспитанник не посещает детский сад более 90 дней, его могут отчислить.
- Условия при приеме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу с помощью взрослых).
В статье 64. ФЗ «Об образовании», указано, что дошкольное образование должно быть направлено на создание условий для развития культурного, физического, интеллектуального, нравственного, эстетического и личностного потенциала любого ребенка, а также укрепление и поддержание его здоровья. Предусмотренные законом программы предполагают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, применение методов и форм, характерных для детей дошкольного периода.
Для данной формы обучения никакие промежуточные и итоговые методы контроля успеваемости и аттестации не предусмотрены. Законные представители (родители) имеют право на осуществление для своего ребенка так называемой формы семейного образования. Такая организация, при соблюдении всех установленных законом о дошкольном образовании требований, имеет право на бесплатную государственную поддержку в виде методических, психолого-педагогических, консультативных ресурсов.
Детский сад как первая ступень
Перед большинством родителей (даже перед теми, у которых недавно родился ребенок или еще совсем малыш на руках) рано или поздно встает вопрос о детском садике. Дошкольное образование, являясь первым этапом общей образовательной системы, на сегодняшний день не имеет достаточных ресурсов для обеспечения всех маленьких граждан РФ положенным им местом в дошкольном учреждении.
Доступность дошкольного образования для многих семей так и остается главной нерешенной проблемой. Принятый федеральный закон о дошкольном образовании в определенной степени регламентирует данные вопросы и призван уменьшить процент детей, непосещающих детский сад. Хорошо это или плохо – каждый решает для себя сам.
Согласно новому закону о дошкольном образовании, каждый ребенок, независимо от места проживания или регистрации в РФ, имеет право на получение бесплатного дошкольного образования. В настоящее время родители могут определить своего малыша в ясельную группу, начиная с 2 месяцев. Решается вопрос с ясельными группами от 1,5 лет на платной основе. В садик ребенка обязаны взять по достижению им трехлетнего возраста. Ни одно учебное заведение ни вправе отказать родителям (законным представителям) в принятии, при условии наличия свободных мест.
Государственная компенсация на оплату дошкольного учреждения
Согласно поправкам к ст. 65, в пункте 5 дошкольное образование разделено на:
- образование, реализуемое в рамках ФГОС, предоставляемое бесплатно;
- услуги относительно ухода и присмотра за малышами, которые родители должны оплачивать.
По закону, родители имеют право при оформлении ребенка в садик получить материальную поддержку со стороны государства или компенсацию на оплату данных услуг. Сумма выплат регулируется законодательными актами и решением Правительства РФ.
За первого ребенка компенсация не может превышать 20 %, 50 % – за второго, 70 % – за третьего и последующих. Фиксированная плата регламентируется в зависимости от рыночных условий на конкретный период.
Лица, имеющие право на получение государственной поддержки, строго определены рамками действующего законодательства. К их числу относятся:
- родители несовершеннолетнего (мать, отец);
- родственники, на чье имя оформлена доверенность со стороны родителей;
- законные представители ребенка;
- специалисты органов опеки и попечительства, закрепленные за воспитанниками.
Учебно-воспитательная работа
План учебно-воспитательной работы составляется методистами детского сада. При разработке учитываются требования ФГОС ДО и особенности специфики учреждения.
Воспитатель должен четко следовать плану и проводить процесс обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. В обязанности педагога в учебно-просветительской работе входит:
- Наблюдение за детьми и контроль всех занятий (музыкальные занятия, ИЗО, физическая культура и др.).
- Анализ учебной программы. Выявление пунктов, которые воспринимаются детьми лучше, а какие хуже. Выдвижение своих предложения по корректированию учебно-воспитательного плана.
- При работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, следовать указаниям узких специалистов (психологов, логопедов и др.).
- Вовремя информировать родителей о состоянии и поведении ребенка. Отвечать на вопросы, касающиеся учебного процесса.
Какие функции младшего сотрудника ДОУ?
Что входит в обязанности младшего воспитателя? Младший воспитатель относится к учебно-вспомогательному персоналу. Не стоит путать её с помощником воспитателя, няней.
В обязанности няни входит поддержание чистоты в помещении, дезинфекция посуды и получение питания с пищеблока учреждения. В то время, когда обязанности младшего педагога шире:
- Оказание помощи воспитателю в планировании и проведении мероприятий, кормлении детей и подготовки их ко сну и прогулке.
- Создание комфортных условий для социальной адаптации дошкольников.
- Контроль за детьми во время тихого часа.
- Организация соблюдения детьми правил детского сада.
- Контроль уборки помещения и проветриваний согласно графику.
Государство на страже жизни и здоровья детей в саду
Государство дает гарантии воспитанникам дошкольного учреждения на жизнь и здоровье. А значит, сад должен быть спроектирован и оснащен с учетом норм безопасности.
Учреждение должно обладать медицинским кабинетом, где присутствует медработник, способный оказать первую помощь малышу, а также помочь справиться с первыми признаками недомогания. Кроме того, он может связаться с родителями, если есть повод, или вызвать скорую.
В случае когда такая возможность в саду отсутствует, налицо грубейшее нарушение. В данном случае правом ребенка на здоровье и жизнь пренебрегают.
Воспитатели отвечают за безопасность ребенка в пределах времени нахождения его в саду. Если родители желают забирать ребенка вне установленного режима, это необходимо прописать в договоре с ДОУ.
Действия при нарушении прав дошкольников
Защита прав ребёнка в детском саду – забота родителей. При обнаружении неправомерных действий со стороны сотрудников, рекомендуется начать с самых простых действий.
- Поговорить с воспитателем спокойно, обсудить проблему, не проявляя излишней эмоциональности. На данном уровне можно разрешить большую часть конфликтов. Если проблема не решена, продолжить действия, используя другие инстанции.
- Поднять вопрос на родительском собрании. При необходимости пригласить психолога, социального работника.
- Составить письменное обращение к руководителю учреждения.
- Обратиться к помощи государственных вышестоящих образовательных органов.
- Обратиться с жалобой в прокуратуру. Родители должны быть ознакомлены с результатами служебного расследования.
Документы, регламентирующие деятельность педагога ДОУ
Обязанности воспитателей в детском саду и деятельность организации регулируются законом и прописаны в следующих документах:
- Конституции РФ. Статья 43 подтверждает, что дошкольное образование, получаемое в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, является бесплатным и доступным для каждого ребенка.
- ФЗ 273 «Об образовании». Посмотреть его можно в общем виде, но более конкретную информацию по теме можно найти в статьях 13, 23, 28 и 64.
- ФЗ 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года. В законе говорится о правах ребенка, связанных с образованием и охраной здоровья.
- ФЗ 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010. В Документ содержит перечень информационных материалов, которые запрещается распространять среди детей.
- Трудовом кодексе РФ. В нем содержатся требования к работе педагогов, время больничного и отпусков.
- СанПиН для дошкольных организаций. Документ регламентирует условия расположения организаций, режим дня, помещения, территорию и т.д.