Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта». И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Дату расторжения контракта нужно определять согласно ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а также с учетом ст. ст. 191 и 193 ГК РФ

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Статья 191 ГК РФ устанавливает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если же последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

В практике встречаются случаи, когда заказчики допускают ошибки в определении даты расторжения контракта. Например, в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 сентября 2021 г. N РНП-11-162 (извещение N 0107300003321000036) рассмотрена ситуация, в которой заказчик расторг контракт на девятый, а не на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления подрядчика и допустил нарушение ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта является административным правонарушением по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ и грозит для должностного лица заказчика административным штрафом в размере 50 тысяч рублей.

При расчете срока вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта необходимо помнить о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе, контрагент устранит нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения, а также компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Таким образом, заказчик обязан предоставить контрагенту 10 календарных дней на устранение нарушений контракта. Если последний день десятидневного срока, в рамках которого контрагент может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. А решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым не ранее следующего рабочего дня.

Рассмотрим пример из решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 августа 2022 г. N РНП-55-121/2022 (извещение N 0352100012722000016). Датой уведомления поставщика является 21.07.2022. На основании ст. 193 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, ч. 13 и ч. 14 ст. 95 Закона №44-ФЗ поставщик в период с 22.07.2022 по 01.08.2022 (с учетом нерабочего дня, являющегося последним днем десятидневного срока) имел право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения. Поэтому датой расторжения контракта должна была являться дата 02.08.2022. Заказчик, в нарушение ч. 13 и ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ указал дату расторжения контракта 01.08.2022.

Аналогичная ситуация приведена в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 26 апреля 2022 г. N 007/06/104-305/2022 (извещение N0104200002121000013). По результатам проверки комиссией Кабардино-Балкарского УФАС установлено, что заказчиком не был предоставлен подрядчику десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта со стороны подрядчика. Вследствие нарушения заказчиком порядка расторжения контракта комиссия не включила сведения о подрядчике в РНП.

Необходимо соблюдать сроки, установленные ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ для направления информации и документов в реестр контрактов

В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан направить информацию о расторжении контракта для размещения в реестре контрактов в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта. Указанная норма закона обязывает заказчика также направить в реестр контрактов решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписанное с использованием ЕИС, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения. Кроме того, в течение 5 рабочих дней в реестр контрактов направляется информация и документы о применении мер ответственности в случае нарушения контрагентом или заказчиком условий контракта (в частности, требование заказчика об уплате контрагентом неустойки (штрафа, пени)).

За неразмещение или нарушение срока размещения сведений в реестре контрактов должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ ( административный штраф в размере 20 тысяч рублей).

Например, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением подрядчиком своих обязательств по контракту. Контракт был расторгнут. Комиссия УФАС включила сведения о подрядчике в РНП, но по результатам проверки установила, что заказчик не направил в установленный срок в реестр контрактов информацию об исполнении контракта, а именно требования об уплате неустойки, предъявленные заказчиком подрядчику. В итоге заказчика признали нарушившим ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, а в действиях должностного лица выявили признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст .7.31 КоАП РФ (см. решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 августа 2022 г. N РНП-31171эп/22 (извещение N 0848300060622000217)).

Письмо Минэкономразвития России от 13.04.2017 № Д28и-1577 «Об отказе в приемке товара и расторжении контракта в одностороннем порядке заказчиком в случае отклонения от размеров товаров, указанных в заявке; о разъяснении положений законодательства…»

Письмо Минэкономразвития России от 13.04.2017 № Д28и-1577.

Письмо Минэкономразвития России от 15.03.2017 № ОГ-Д28-2906 «О сроке размещения в ЕИС информации об изменении (расторжении) контракта»

Письмо Минэкономразвития России от 22.02.2017 № Д28и-1229 «Об оплате выполненных досрочно работ при расторжении контракта по соглашению сторон.

Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70001 «Об исчислении сроков вступления в силу решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также размещения в ЕИС такого решения заказчика и информации об изменении (расторжении) контракта»

Действует ли правило об изменении цены в пределах 10% при расторжении контракта?

Действует ли правило об изменении цены в пределах 10% при расторжении контракта?

Письмо Минэкономразвития России от 10.02.2017 № ОГ-Д28-1549 «Об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта»

Письмо Минэкономразвития России от 16.02.2017 № Д28и-938 «О расторжении контракта и ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае выполнения не в полном объеме работ, предусмотренных контрактом»

Письмо Минэкономразвития России от 01.02.2017 № Д28и-1156 «О расторжении контракта и направлении информации о его расторжении для включения в реестр контрактов»

Письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 № Д28и-1818 «О заключении, изменении и расторжении контракта в сфере закупок»

Письмо Минфина России от 16.11.2017 № 24-03-07/75960 «О расторжении заказчиком контракта в одностороннем порядке»

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке, сообщает следующее.

Заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, даже если исполнитель добросовестно выполняет все условия. В этом случае заказчик возмещает другой стороне убытки. В случае расторжения контракта с недобросовестным исполнителем заказчик имеет право на возмещение своих убытков.

Заказчик обязан расторгнуть контракт, если поставщик или товар перестали соответствовать требованиям, установленным заказчиком на основании законодательства о контрактной системе, либо если выяснилось, что исполнитель предоставил недостоверную информацию о себе или поставляемом товаре.

Формулировки в проекте контракта об особенностях одностороннего расторжения должны соответствовать действующей редакции Закона о контрактной системе.

Установленные основания для одностороннего отказа.

Односторонний отказ от исполнения обязательств по договору допускается только в случаях, предусмотренных самим Гражданским кодексом, другими законами или иными нормативными актами (ст. 310 ГК РФ).

В частности, в отношении договора купли-продажи в гражданском законодательстве предусмотрено право покупателя отказаться от исполнения такого договора, если продавец не передает покупателю проданный товар (п. 1 ст. 463 ГК РФ). Другой пример: если заключен договор проката, арендатор вправе отказаться его исполнять в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за десять дней (п. 3 ст. 627 ГК РФ).

На основании гражданского законодательства односторонний отказ от исполнения возможен и в отношении договоров поставки, возмездного оказания услуг.

В первом случае право отказаться имеет покупатель, если поставщик предоставил товар ненадлежащего качества, с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократно (то есть более одного раза) нарушил срок поставки. Аналогичное право есть у поставщика, если покупатель неоднократного нарушил срок оплаты товаров или допустил их неоднократную невыборку. При этом договор будет автоматически считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения, если иной срок расторжения не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (ст. 523 ГК РФ).

Во втором случае заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель имеет такое же право при условии полного возмещения заказчику убытков (ст. 782 ГК РФ).

Кроме того, и в отношении договора подряда в ГК РФ есть похожая норма: если иное не предусмотрено договором, заказчик в любое время до сдачи ему результата работы вправе отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. При этом заказчик тоже обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу (ст. 717 ГК РФ).

Читайте также:  Что такое исполнительский сбор у судебных приставов

Наконец, гражданское законодательство устанавливает, что при отсутствии у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от его исполнения и потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).


По договорам, заключенным в рамках Закона № 223-ФЗ, сторонам следует придерживаться исключительно норм, содержащихся в самом Гражданском кодексе.


Что касается случаев, установленных в «других законах», в качестве примера приведем ситуацию с оказанием услуг связи, когда пользователь нарушает требования договора и в течение шести месяцев после получения письменного предупреждения от оператора услуг связи не устраняет это нарушение. Тогда оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор (ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»). С полным перечнем подобных случаев можно ознакомиться в справочно-правовых системах, пройдя по соответствующим ссылкам к п. 1 ст. 310 ГК РФ.

Дополнительно укажем, что к числу данных случаев относятся и закупки по Закону № 44-ФЗ. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (см. выше), при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Более того, в определенных случаях это даже является обязанностью заказчика. Например, если в ходе исполнения контракта выяснится, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением и (или) документацией о закупке требованиям к участникам и (или) поставляемому товару либо поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем в закупочной процедуре (ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Но если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, аналогичное право (опять же, по основаниям, установленным ГК РФ) возникает и у поставщика (ч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Названное решение, принятое заказчиком или поставщиком вступает в силу (контракт считается расторгнутым) через десять дней с даты надлежащего уведомления одной стороной другой стороны об одностороннем отказе от исполнения контракта. Десять дней даются на «исправление ошибок»: если нарушения устранены, принявшая решение сторона должна его отменить и контракт станет исполняться дальше (ст. 13, 14, 21, 22 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Это исключительно «добавочная» норма Закона № 44-ФЗ в отношении порядка и условий одностороннего расторжения контракта. Правда, она уже не будет работать в случае повторного нарушения контракта поставщиком, ставшего основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В данном контексте важно учесть, что информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Возмещение убытков, причиненных расторжением договора.

Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора (п. 5 ст. 453 ГК РФ).

Убытки могут быть возмещены в досудебном порядке. Однако если это оказывается невозможным, потерпевшая сторона вправе обратиться в суд. Рассмотрим пример – Постановление АС СКО от 12.04.2016 № Ф08-1643/2016 по делу № А32-6430/2015.

В 2014 году федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий-профилакторий «Солнечный» внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» заключило в рамках Закона № 44-ФЗ государственный контракт со строительной фирмой на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму 3,5 млн руб. В результате исполнения контракта подрядчик допустил различные нарушения его условий: не в полном объеме и некачественно выполнил предусмотренные контрактом работы, не устранил выявленные недостатки, не освободил объект работ от строительного мусора и т. д. На основании всего перечисленного заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, причем для подтверждения нарушений условий контракта и оснований одностороннего отказа от его исполнения заказчик провел экспертизу. После этого заказчик обратился в суд с требованием о взыскании с подрядчика возмещения своих убытков, связанных с устранением недостатков некачественно выполненных работ, расходов, обусловленных исполнением за подрядчика его контрактных обязательств (вывоз строительного мусора) и проведением экспертизы. По результатам судебных разбирательств, в ходе которых была проведена дополнительная судебная экспертиза нарушений, допущенных подрядчиком, арбитры приняли решение о взыскании с подрядчика в пользу заказчика суммы убытков в размере 1,9 млн руб.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[3] Часть 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ.

[4] Здесь и далее понятия «договор» и «контракт» будут использоваться как тождественные.

[5] Статья 95 Закона № 44-ФЗ.

[6] См., например, Постановление АС ВВО от 09.06.2016 № Ф01-1936/2016 по делу № А79-9006/2015.

[7] Постановление АС ВСО от 25.09.2014 по делу № А19-2397/2014.

[8] Распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией».

[9] Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2013 № 2324-p «Об изменении перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией».

Основания для отказа от исполнения условий контракта

Объектом договора подряда всегда выступает определенный объем работ. При этом часто вещи или объекты, над которыми необходимо производить работы, находятся у заказчика.

Кроме того, в ряде случаев для исполнения договора подрядчику могут потребоваться различные материалы, приборы, инструменты, документация на вещь и прочие предметы, находящиеся у заказчика, без которых подрядчик не сможет выполнить обусловленный объем работ.

Если в сроки, обусловленные договором, заказчик не исполнит перечисленные условия, то есть не передаст саму вещь или предметы, необходимые для выполнения работ, то подрядчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, нанесенных ему бездействием заказчика.

В ряде случаев возможны ситуации, когда заказчик предоставит подрядчику все необходимое для работы. Но предоставленные предметы будут ненадлежащего качества или будут иметь место иные обстоятельства, которые препятствуют выполнению работ качественно и в срок. Подрядчик обязан уведомить об этом заказчика.

В случае если заказчик не предпримет мер для решения возникших проблем или не проведет замену предоставленных предметов, то подрядчик вправе отказаться от исполнения условий договора, а также требовать возмещения понесенных убытков.

На практике может сложиться и еще одна довольно интересная ситуация. Согласно закону существенным условием договора подряда является цена. То есть если в договоре не указана конкретная стоимость работ либо нет механизма ее определения, то договор будет считаться незаключенным.

В цену в обязательном порядке, помимо стоимости работы подрядчика, должны быть включены и понесенные им расходы на приобретение материала, оборудование и другие цели в рамках производства необходимых заказчику работ.

Естественно, что подрядчик просчитает все свои возможные расходы. Но все предусмотреть невозможно, а потому сумма фактических расходов может превысить расчетную цифру.

При этом если такое превышение возникло не по вине подрядчика (например, выросли цены на необходимые материалы), то подрядчик вправе требовать у заказчика увеличения и своего гонорара за проделанную работу.

Если же заказчик не согласится на увеличение сметы, то в данной ситуации у подрядчика возникнет право требовать расторжения договора.

Подчеркнем, именно расторжения, так как во всех остальных случаях речь шла об одностороннем отказе от договора.

В этом случае подрядчику придется обращаться в суд и в судебном порядке доказывать, что превышение цены допущено не по его вине, а ввиду действий третьих лиц.

Если суд посчитает аргументы подрядчика убедительными, договор будет расторгнут по общим правилам гражданского законодательства.

При рассмотрении вопроса о расторжении договора подряда стоит коснуться и еще одного нюанса.

Договор подряда является обыкновенной сделкой, а значит, на него распространяются общие нормы недействительности сделок.

Поэтому стороны договора могут расторгнуть договор в одностороннем порядке путем признания его недействительным. Перечень оснований для такого требования является стандартным, в него включаются:

  • отсутствие самостоятельности волеизъявления (если договор заключается в результате действия угрозы, насилия или обмана, нахождения в трудной жизненной ситуации);
  • если одна из сторон не в состоянии адекватно оценивать свои действия по причине психического расстройства;
  • если допущены существенные нарушения закона при заключении договора;
  • лицами, которые по разным причинам не имеют права заключать такие соглашения.

В этих случаях сторона, чьи права нарушены, вправе требовать признания договора недействительным и возвращения контрагентов в первоначальное состояние.

Договор подряда – соглашение, в соответствии с которым одна сторона обязуется оплатить, а другая – выполнить работы. Также оговариваются такие параметры, как объемы, цена, качество, сроки, которые подрядчик должен соблюдать.

В случае неисполнения одного из пунктов стороны вправе прекратить отношения:

  • в судебном порядке;
  • в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора.

Заказчик может в одностороннем порядке отказаться от договора и не исполнять его при наличии оснований, предусмотренных в ГК РФ:

  • ст. 708 ГК РФ – нарушение срока выполнения работ (начальных, промежуточных, конечных), если такие условия включены в договор и в результате интересы заказчика были значительно нарушены;
  • ст. 709 ГК РФ – появилась необходимость выполнения дорогостоящих работ, ранее не предусмотренных в смете;
  • ст. 451 ГК РФ – при удорожании материалов, работ, выполняемых субподрядным способом, если ранее это было невозможно предусмотреть при составлении предварительной сметы;
  • ст. 715 ГК РФ – выполнение работ ненадлежащего качества, отказ от исправления допущенного брака, несвоевременное начало работ или слишком медленное выполнение, из-за чего окончить их в нужный срок невозможно;
  • ст. 723 ГК РФ – при выполнении работ был допущен существенный или неустранимый недостаток, который делает невозможным применение объекта по прямому назначению;
  • cт. 717 ГК РФ дает возможность расторгнуть договор в любое время до сдачи выполненных работ, при этом причиной может стать не только вина подрядчика.

Расторжение контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядке — Контур.Школа

Согласно ч. 8 ст.

95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):

  1. Обязательное уведомление второй стороны.
  2. Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Расторжение контракта по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 8. ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Читайте также:  Ипотека на строительство дома

Для всех вариантов существуют свои условия и факторы риска.

По общему правилу допустимо разорвать контракт по обоюдному согласию заказчика и поставщика в любое время до конца срока его действия.

Однако, нужно учитывать некоторые детали.

Данный способ расторжения контракта можно применять, когда клиент больше не нуждается в товарах, работах или услугах (ТРУ) конкретного поставщика, но за уже поставленные и выполненные он готов заплатить. У поставщика и заказчика нет претензий друг к другу.

Разрывать контракт таким способом недопустимо, когда:

  • нет обоснований для расторжения по соглашению сторон
  • у поставщика остались неустойки
  • заказчик необоснованно проводит повторно закупку в короткий срок после расторжения

Повторно закупать аналогичные ТРУ вскоре после разрыва контракта для заказчика рискованно, так как возникает вопрос, зачем было заказчику соглашаться на расторжение контракта, когда данные ТРУ ему необходимы до сих пор.

В первую очередь необходимо отправить претензию поставщику до обращения в суд. Если вам ответили отказом или вообще не ответили в положенный срок, смело подавайте иск.

В суде потребуется доказывать, что партнёр нарушил свои обязательства, а значит, у вас есть основания, чтобы расторгнуть контракт.

Контракт считается расторгнутым не раньше, чем решение суда вступит в силу.

Как правило, данный метод применяется, когда заказчик и поставщик не могут урегулировать спорные вопросы в досудебном порядке. В обязательном порядке нужна претензия от одного из партнёров к другому, обычно к поставщику от заказчика.

Если этого оказалось недостаточно для решения вопросов, то есть повод подавать в арбитражный суд. Помимо расторжения контракта, суд изучит все связанные с ним обстоятельства, установит долю вины и соответствующую сумму неустойки. Контракт перестанет действовать, как только вступит в силу решение суда.

Разорвать договор в одностороннем порядке допустимо по любой из причин, прописанных в ГК РФ, если это условие было предусмотрено при составлении контракта. Но эта процедура может привести к последствиям, нежелательным как для поставщика, так и для заказчика.

Заказчик вправе разорвать контракт в одностороннем порядке, если поставщик:

  • поставляет товар (исполняет работу, оказывает услугу), не соответствующие прописанным в контракте критериям (См. также “Как заказчику защититься от покупки некачественного товара“)
  • серьёзно нарушил сроки (к примеру, исполнитель не приступил к ремонтным работам в заявленные начальные сроки, и заказчику становится ясно, что за остаток положенного срока закончить эти работы невозможно)
  • выполняет свои обязанности так, что явно не сможет уложиться в заявленный срок
  • вообще не начал выполнять работы, поставлять товары или оказывать услуги
  • серьёзно нарушил технологию
  • не приложил необходимые сопроводительные документы

В ч. 13 ст. 95 44-ФЗ указано, спустя какое время с даты уведомления заказчиком поставщика вступает в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, —10 дней после надлежащего оповещения.

Когда решение вступило в силу и контракт расторгнут, уведомляют ФАС о расторжении контракта для внесения сведений о поставщике в реестр недобросовестных участников закупок. В ч. 4, 5, 6 ст. 104 44-ФЗ указано, что уведомление ФАС о расторжении госконтракта отправляют в течение 3 рабочих дней от даты, когда прошло 10 календарных дней после уведомления об одностороннем отказе.

ВАЖНО!

Если пропустите срок для отправления заявления или не направите его, оштрафуют на 20 000 рублей по ч. 2 ст. 7.31 КоАП.

Заявление и документы к нему подают в территориальный орган ФАС по месту нахождения заказчика. Это делают лично, заказным письмом с уведомлением или по электронной почте. В последнем случае уведомление УФАС об одностороннем расторжении контракта подписывают усиленной электронной подписью. Это указано в п. 9 постановления правительства № 1062.

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Если ФАС, когда рассмотрит вопрос о включении поставщика в РНП, не найдет оснований для одностороннего расторжения контракта, то это станет основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, которое предусмотрено ч. 6 ст. 7.32 КоАП Письмо ФАС № ИА/18794/19 от 12.03.2019
Отказывайтесь от исполнения, если есть существенные нарушения условий Письмо Минэкономразвития № Д28и-880 от 08.04.2016
Поставщик обязан соответствовать требованиям на момент подачи заявки. То есть если поставщика не было в РНП во время подачи заявки, а в период заключения госконтракта или в ходе его исполнения он в него попал, нельзя расторгать Письмо ФАС № АЦ/40483/15 от 06.08.2015

Одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ

Сегодня поговорим об одностороннем расторжении контракта по 44-ФЗ. По сути это является вынужденной крайней мерой, к которой в критической ситуации могут прибегнуть и заказчик, и поставщик. Поэтому данное видео будет полезно и заказчикам, и поставщикам.

И заказчик, и поставщик имеют право в одностороннем порядке расторгнуть контракт, но при условии, что такая возможность была изначально предусмотрена положениями закупочной документации и проектом контракта. В противном случае расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Разумеется, у каждой из сторон должны быть для этого веские основания.

Основанием для одностороннего расторжения контракта со стороны поставщика может служить ситуация, когда заказчик:

  • необоснованно отказывается принимать товар (работы, услуги);
  • нарушает существенные условия контракта (например, сроки авансирования или оплаты). Что и как делать поставщику в этой ситуации мы подробно разбирали в отдельном видео, ссылка в описании;
  • создает условия, при которых поставщику невозможно исполнить свои обязательства (этот факт устанавливается и фиксируется независимыми экспертами);
  • отказывается пересмотреть цену контракта, если по независящим от поставщика причинам произошло существенное удорожание поставляемых товаров или материалов, используемых для выполнения работ (актуально для контрактов сроком более 3 лет и суммой свыше 500 млн рублей).

Основанием для одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика может служить ситуация, когда поставщик:

  • поставил товар (выполнил работу, оказал услугу), не отвечающие оговоренным в контракте характеристикам;
  • недобросовестно исполняет обязательства по контракту, например, существенно нарушает сроки поставки;
  • не приступает к выполнению работ, поставке товаров, оказанию услуг;
  • исполняет обязательства по контракту таким образом, что становится очевидно, что они не будут выполнены в срок, предусмотренный контрактом;

Итак, условиями контракта предусмотрено его одностороннее расторжение и у той или иной стороны наступило достаточное для этого основание. Давайте рассмотрим алгоритм действий каждой стороны в этой ситуации.

Алгоритм действий заказчика:

  • принять решение об одностороннем расторжении контракта и оформить соответствующий документ;
  • разместить решение о расторжении контракта в Единой информационной системе.
  • в срок не позднее 3 дней с момента размещения решения в ЕИС уведомить поставщика, используя средства, позволяющие зафиксировать факт получения этого уведомления. Заказчик обязан уведомить поставщика 2 способами одновременно: заказным письмом и одним из следующих вариантов: электронная почта, телеграмма, факсимильная связь.
  • дождаться, когда поставщик получит уведомление (если такового подтверждения не удается получить, то поставщик считается уведомленным по истечении 30 дней с момента размещения решения в ЕИС);
  • с момента получения уведомления поставщику дается 10 дней на устранение нарушения. Если поставщик нарушения устранил, то заказчик обязан отменить решение.
  • если нарушения не устранены, то контракт расторгается, соответствующие сведения размещаются в ЕИС.
  • далее в течение 3 дней сведения о поставщике направляются заказчиком в ФАС с последующим включением в Реестр недобросовестных поставщиков. Это является обязанностью заказчика.

Важно! Включать или нет поставщика в РНП будет решать ФАС, односторонний отказ заказчика не означает автоматическое попадание компании в РНП.

Если (по мнению поставщика) заказчик инициировал одностороннее расторжение контракта, не имея на то достаточных оснований, или каким-либо образом нарушил алгоритм предписываемых законом действий, то это повод обратиться в ФАС. Если ФАС выявит признает решение заказчика незаконным, то его обяжут данное решение аннулировать. Составить и направить жалобу в ФАС можно самостоятельно, а также при помощи профессионалов — во втором случае исключается риск того, что жалобу отклонят по формальным признакам. Сделать это можно, например, при помощи ПРОФИ — онлайн сервиса юридической поддержки участников закупок.

Алгоритм действий поставщика:

  • принять решение об одностороннем расторжении контракта и оформить данное решение в письменном виде;
  • приложить доказательства и уведомить заказчика таким образом, чтобы можно было зафиксировать факт получения уведомления. Желательно сделать это по всем доступным каналам, всю контактную информацию следует брать из контракта;
  • если по истечении 10-дневного срока заказчик устраняет нарушение, то поставщик обязан отменить решение.
  • по истечении 10-дневного срока контракт считается расторгнутым.

Что происходит с гарантийным обеспечением исполнения контракта в случае одностороннего расторжения контракта?

Если обеспечение было внесено в виде денежных средств на счет заказчика, то заказчик его удерживает. Условия и порядок удержания обеспечения заказчиком определяются условиями контракта. Если обеспечение было предоставлено в виде банковской гарантии, то заказчик направляет соответствующее требование в банк. Банк в свою очередь направляет регрессное требование к поставщику и взыскивает с него сумму гарантии. Условия и порядок взыскания с поставщика суммы банковской гарантии определяются уже условиями договора с банком, который выпустил эту банковскую гарантию.

Что происходит с авансом в случае одностороннего расторжения контракта?

Тема возврата аванса в ситуации расторжения контракта является предметом отдельного обсуждения — с точки зрения регулирования вопрос не полностью проработан и является предметом судебных тяжб. В частности, вопрос во многом упирается в степень выполнения поставщиком своих обязательств по расторгаемому контракту и её справедливой оценки.

Давайте подытожим ключевые моменты:

  • при наличии достаточных оснований выступить инициатором одностороннего расторжения может и заказчик, и поставщик;
  • очень важно фиксировать всеми доступными способами факт нарушения условий контракта другой стороной и факт получения этой стороной вашего уведомления об одностороннем расторжении;
  • при несоблюдении предписанного законом порядка действий каждой из сторон может грозить административная ответственность в виде штрафа;

Одностороннее расторжение — это крайняя мера, которая разрушает контракт и несет для обеих сторон весомые последствия:

  • заказчик лишается возможности получить исполнение данного контракта, тем самым обесценивается вся процедура закупки в целом;
  • поставщик теряет обеспечение исполнения контракта, получает обязательство по выплате неустойки заказчику, а также может оказаться в РНП.

Односторонний порядок расторжения обязательств

Такая возможность определена ч.8 ст.95 44-ФЗ, при условии, что соответствующий пункт будет включен в текст контракта. В ином случае аннулировать обязательства сторон потребуется в суде.

Гражданское законодательство разрешает любой из сторон выступать с инициативой о необходимости прекратить действие контракта. Алгоритм действий для них будет аналогичным в соответствии со ст.95 44-ФЗ.

Если расторгнуть контракт желает заказчик, он должен разместить в ЕИС сведения об этом в течение 3-х дней после принятия такого решения. Затем уведомить поставщика о своем намерении. Это можно сделать любым способом, лишь бы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о получении телеграммы или отчет о прочтении по электронной почте).

Поставщику дается 10 дней на устранение ошибок (если нарушение допущено впервые). Если исполнитель не исправил все недочеты, то решение приобретает силу. Если исправил – заказчик отменяет решение (ч.12-18 ст.95 44-ФЗ).

Если же от контракта желает отказаться исполнитель, он может это сделать, если такая возможность заранее была оговорена в контракте, а его права нарушены. Он также в течение 3-х дней сообщает заказчику о своем решении. Если заказчик за 10 дней не исправил недостатки, решение приобретает силу (ч.21 ст.95 44-ФЗ).

Если стороны прекращают сотрудничество, то до момента расторжения они обязаны оплатить частично исполненные обязательства. Например, если исполнитель уже передал часть товара заказчику, и он его принял, то должна быть произведена оплата за фактический объем. Это же условие действует на работы и услуги.

Читайте также:  Как узаконить реконструкцию дома в 2023 году

В случае, если исполнитель ненадлежащим образом выполняет свои обязательства и заказчиком проведена необходимая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар (работу, услугу) так, как это оговорено в контракте, но и вернуть понесенные затраты на экспертизу.

Вопросы допустимости одностороннего отказа от исполнения государственных и муниципальных контрактов

Актуальность вопроса о возможности одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта для заказчиков обусловлена в первую очередь спецификой бюджетного финансирования, предусматривающей срочный характер бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств[1]. В условиях необходимости полного «освоения» бюджетных средств в рамках текущего финансового года существенные временные затраты на расторжение контракта в судебном порядке, как правило, не отвечают интересам заказчиков.

Между тем, как в юридической литературе, так и в правоприменительной практике отсутствует единый подход к допустимости одностороннего отказа от исполнения контракта.

Первая точка зрения состоит в недопустимости одностороннего отказа от исполнения контракта и основывается на положениях ч. 8 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ, согласно которой «расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством».

Главным приверженцем такого подхода является Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая контроль в сфере размещения заказов[2], считающая нарушением законодательства не только односторонний отказ от исполнения контракта, но и включение в проект контракта условий, предусматривающих право заказчика на такой отказ. Действия заказчика, предусмотревшего в проекте контракта условия о возможности одностороннего отказа, квалифицируются по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд[3].

Поддерживает ФАС России и Министерство экономического развития Российской Федерации, указавшее в письме от 4 февраля 2008 г. N Д04-252, что «контракты на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров могут быть расторгнуты по соглашению сторон при наличии взаимного согласия сторон либо по решению суда».

В юридической литературе мнение о недопустимости одностороннего отказа от исполнения контрактов также является превалирующим. Так, отмечено, что «право заказчика на односторонний отказ от договора подряда и возмещение убытков может быть ограничено законом. Согласно п. 8 ст.

9 Федерального закона N 94-ФЗ — расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Следовательно, расторжение муниципального контракта в одностороннем порядке не соответствует данному Закону» [4].

Арбитражные суды при рассмотрении дел в большей части также склоняются к недопустимости одностороннего отказа[5]. Например, Федеральным арбитражным судом Московского округа была поддержана точка зрения о недопустимости одностороннего отказа от исполнения контракта в 17 из 20 постановлений[6].

При этом зачастую арбитражными судами отмечается, что запрет на односторонний отказ от исполнения контракта введен с 1 марта 2009 г. (с указанной даты вступили в силу изменения[7], согласно которым текст ч. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ был дополнен словом «исключительно»).

Так, ФАС Северо-Западного округа указал, что «указанная норма Закона N 94-ФЗ, действующая с 1 марта 2009 г. и являющаяся специальной по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусматривает возможности расторжения в одностороннем порядке государственного контракта, заключенного после 1 марта 2009 г»[8].

Малочисленные сторонники второй точки зрения полагают односторонний отказ от исполнения контракта допустимым, используя при этом следующую аргументацию: «расторжения контракта…

в связи с односторонним отказом от него, Закон о закупках не касается, оставляя его регламентацию в ведении ГК РФ. Иными словами, интересующее нас положение Закона о закупках (п. 8 ст.

9) и нормы ГК РФ об одностороннем отказе не исключают, а дополняют друг друга»[9].

Другой специалист аргументирует возможность одностороннего отказа приоритетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации перед нормами Закона N 94-ФЗ в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ, п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 525, ст. 768 ГК РФ.

Однако с учетом негативной позиции контролирующих органов относительно одностороннего отказа от исполнения контракта и складывающейся судебной практики заказчикам все же не рекомендуется включать условия об одностороннем отказе в проекты контрактов[10].

Так, например в одном из Постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда отмечено, что в силу абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Согласно ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, отсутствие в отсылочной норме соответствующей главы ГК РФ указания на приоритет определенного закона, в данном случае Закона о размещении заказов, означает, что его нормы могут применяться лишь субсидиарно. В таких случаях вступает в действие предусмотренное абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ общее положение о приоритете норм ГК.

В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или на основании решения суда.

Таким образом, указанная норма права не регулирует вопросы одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и не запрещает устанавливать в условиях государственного контракта право государственного заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств по государственному контракту, когда такая возможность допускается законом[11].

Точка в спорах поставлена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 октября 2011 г. N 9382/11, принятым по делу N А56-43217/2010 по иску ООО «Гарант-Строй» к Комитету по строительству правительства Санкт-Петербурга о признании недействительной односторонней сделки по расторжению государственного контракта.

Высшая инстанция поддержала сторонников второй точки зрения и признала допустимым односторонний отказ от исполнения контрактов.

При этом особого внимания заслуживает приведенный в рассматриваемом Постановлении подход к соотношению норм ГК РФ и Закона N 94-ФЗ.

Отклоняя доводы истца о несоответствии одностороннего отказа положениям ст. 9 Закона N 94-ФЗ, суд указал, что «согласно ч. 1 ст.

1 названного Закона он регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд».

Таким образом, формально законодатель в ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ ограничил сферу действия закона только действиями по подысканию потенциальных контрагентов.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, выявив противоречие между положениями ч. 1 ст. 1 и нормами ст. 9 Закона N 94-ФЗ, фактически принял решение о недействительности норм ст.

9 Закона N 94-ФЗ в части, выходящей за пределы очерченной сферы действия закона, тем самым проигнорировав выраженную в указанных нормах волю законодателя на установление определенного правового регулирования отношений по исполнению контрактов.

Таким образом, в регулировании отношений по заключению, исполнению, изменению и прекращению (расторжению) государственных и муниципальных контрактов общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации должны применяться в части, не противоречащей специальным нормам закона.

С учетом изложенного судом надзорной инстанции был сделан вывод о правомерности одностороннего отказа от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Расторгнуть обязательства по взаимному согласию возможно в порядке, предусмотренном ч.8 ст.95 44-ФЗ. Однако законодательство ничего не сообщает о самой процедуре и правилах ее осуществления. Чтобы понять, как правильно поступать в данном случае, следует обратиться к ГК РФ и вникнуть во все детали.

Гражданское законодательство разрешает расторгнуть обязательства по обоюдному согласию, даже если такая возможность не была заранее оговорена в тексте контракта (ч.1 ст.450 ГК РФ). В 44-ФЗ также ничего не говорится о том, что это условие обязательно нужно указывать в контракте. Поэтому, если заказчик ссылается на невозможность прекратить действие контракта из-за невнесения этого условия в текст, он ошибается и действует неправомерно.

Обязательства могут быть расторгнуты только в ряде случаев, о которых говорится в ст.451 ГК РФ. Обстоятельства, послужившие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они возникли ранее, то стороны и вовсе не заключали бы контракт.

  1. Исполнитель не в состоянии выполнить договор по независящим от него причинам (форс-мажор): наводнения, землетрясения, войны, снежные бури и т.п. Форс-мажорными называются обстоятельства, которые отрицательно влияют на работоспособность оборудования, машин, средств связи и др.
  2. Заказчик больше не нуждается в оговоренных товарах или работах.
  3. Выполнение обязательств невозможно из-за влияния факторов со стороны.
  4. Заказчик не получил деньги из государственного бюджета, из-за чего не в состоянии оплатить поставки или работы.
  5. Заказчик не выбрал все количество товара в оговоренный срок.
  6. Исполнитель не может выполнить обязательства в указанный срок, а заказчик не против отказаться от контракта.

Изменение существенных условий

Согласно общему правилу менять существенные условия запрещено. Однако, в ч.1 ст.95 и ч.54 ст.112 44-ФЗ указаны основания, по которым это правило можно нарушить.

Основания Условия НПА
Цена уменьшается, а объемы ТРУ остаются неизменными. Отражается в документации и контракте или только в контракте, если закупка проводится у единственного поставщика (ЕП). п.п.«а» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Увеличиваются или уменьшаются по предложению заказчика объемы ТРУ,
пропорционально происходит изменение суммы договора.
Цена уменьшается либо увеличивается в пределах 10% в обе стороны.
Возможность указывается в документации и контракте или только в контракте, если закупка –у ЕП.

Изменение договора по 44-ФЗ по этому основанию не дает сторонам право дополнять спецификацию новыми пунктами или убирать из нее уже утвержденные.

п.п. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Изменяются условия из-за возникших по не зависящим от сторон обстоятельств, и продолжать исполнять обязательства не представляется возможным. Контракт заключен на срок не менее 3-х лет.
Его стоимость равна или превышает размер стоимости, обозначенной в п.1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 г. для обеспечения:

· федеральных потребностей — 10 млрд. руб.;

· региональных нужд — 1 млрд. руб.;

· местных нужд – 0,5 млрд. руб.

Для закупок по проведению клинических исследований лекарственных средств для медицинского предназначения сумма договора должна быть не менее 40 млн. руб.

Внесение изменений в госконтракт происходит по решению правительства, высшего органа исполнительной власти региона или местной администрации соответственно.

п.2,3 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Изменяются цены (тарифы) на ТРУ. Эти тарифы должны регламентироваться действующим законодательством. п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Уменьшаются лимиты бюджетных обязательств заказчика. Стороны готовят допсоглашение на изменение договора. Так согласовываются новые условия контракта, в том числе цена, сроки исполнения обязательств и объемы ТРУ.
Изменение спецификации контракта по 44-ФЗ для уменьшения объемов обязательств осуществляется в соответствии с Методикой, разработанной Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013 г.
п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Изменяется сумма обязательств, заключенных с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. Сумма договора уменьшается или увеличивается по медпоказаниям списка услуг, которые связаны с лечением. Важно предусмотреть эту возможность в договоре. п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Изменяется контракт с единственным поставщиком. Существенные условия можно менять, если контракт был заключен на основании п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст.93 44-ФЗ. п.10 ч.1 ст.95 44-ФЗ


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *