Как ФНС будет бороться с уклонением от налогов в 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как ФНС будет бороться с уклонением от налогов в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Как кассы Лайтбокс помогают избежать проверок

Мы предлагаем онлайн-кассы, на которых просто соблюдать правила, установленные 54-ФЗ, контролировать бизнес, а также продавать алкоголь и маркированные товары:

  • Облачный личный кабинет — в него можно попасть не только из офиса, но и из любого места, где есть интернет. В личном кабинете собирается статистика продаж по всем торговым точкам (время открытия и закрытия смены, выручка, сумма в кассе, количество возвратов).

  • Просто рассчитывать покупателей — легко добавлять товары в чек, касса считает скидки, стоимость каждого товара и сумму покупки, а также позволяет принимать смешанную оплату (наличными + карта). Кроме этого, поддерживает расчеты через СБП с комиссией 0,4—1%.

  • Есть складской учет в режиме онлайн — остатки товаров автоматически пересчитываются после каждого поступления, продажи и списания.

  • Есть аналитические отчеты — в личном кабинете предусмотрено более 50 отчетов по запасам, выручке, затратам, прибыли на определенное число, за период, нарастающим итогом и в динамике.

  • Своевременное обновление программы при изменении законодательства.

  • Поддерживается работа с ЕГАИС и системами маркировки.

  • Техподдержка 24/7.

Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски

Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.

Плюсы и минусы данной формы налогового контроля

Плюсы:

  • Участие в налоговом мониторинге демонстрирует открытость компании к сотрудничеству с налоговыми органами, что может принести репутационное преимущество.
  • Налоговое мнение позволяет оперативно узнать об нарушениях и исправить их без штрафов и пеней.
  • Налоговое мнение помогает совершенствовать все виды бухгалтерской и налоговой отчетности
  • Участие в налоговом мониторинге сокращает затраты компании на сопровождение форм и методов налогового контроля.
  • Для участников налогового мониторинга действует особый порядок возмещения НДС и акцизов из бюджета по аналогии с заявительным порядком, но без необходимости предоставления банковских гарантий и поручительств.
  • В период проведения мониторинга участники могут оперативно согласовывать позицию по налогообложению планируемых сделок и получать мотивированное мнение налогового специалиста до заключения спорной сделки.

Минусы:

  • Сложность технического доступа к системе налогового мониторинга.
  • Риск утечки информации.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

Читайте также:  Отказ от наследства: алгоритм оформления и тонкости в этом деле

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Маркированный товар: что может привлечь внимание налоговой

Если вы работаете с обувью, табаком, шинами, фототехникой или другими маркированными товарами, поводом для визита с проверкой могут стать такие ситуации.

Хранение документов: сроки увеличены

Одной из обязанностей налогоплательщика является обеспечение сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Аналогичная норма установлена для налоговых агентов: они обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Теперь срок хранения документов бухгалтерского и налогового учета увеличен до пяти лет.

  • Новшества в налоговых проверках и администрировании налогов. Новые сервисы ФНС, полезные налогоплательщику;
  • Новое в проверках ККТ в 2023-2024 годах. Законопроекты Минфина с поправками в НК и КоАП. Какими будут комплексная оперативная проверка, контрольная закупка, оперативный мониторинг, наблюдение. Новые правила и санкции для интернет-торговли;
  • Новый налоговый режим АУСН. Первые итоги эксперимента. Плюсы и минусы для налогоплательщиков;
  • Работа с самозанятыми. Как избежать налоговых рисков и не попасть на переквалификацию в трудовые отношения?
  • Предпроверочный анализ и работа по побуждению налогоплательщика к корректировкам. Как побуждают, кого, по каким налогам и насколько успешно;
  • Налоговые преступления в новых реалиях: как защитить себя и компанию от уголовных рисков;
  • Дробление бизнеса. Претензии в ходе налоговых проверок и защита;
  • Банкротство компании с налоговыми долгами в 2022-2023 годах. Как главбуху, директору и учредителю избежать претензий;
  • Как реагировать на запросы документов и информации от налоговых органов вне рамок налоговой проверки. Как и что отвечать?
  • Проверка контрагентов как элемент системы внутреннего контроля в области налогового учёта;
  • Налоговая реконструкция. Практика применения. Обзор наиболее заметных судебных споров. Когда компания вправе претендовать на реконструкцию;
  • Защита интересов компании в ходе выездной проверки. Как вести себя с инспекторами. Что проверить заранее;
  • Практика налоговых оговорок. Рекомендации по условиям договора с контрагентами. Формулирование условий договора таким образом, чтобы у поставщика была обязанность возместить имущественные потери покупателю после добровольного уточнения покупателем налоговых обязательств по НДС на основании информационного письма ФНС (Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2022 N 310-ЭС21-26455 и другие судебные акты).
  • ВНИМАНИЕ! ВАЖНОЕ ПИСЬМО ФНС от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@ со ссылками на практику Верховного суда 2021 — 2022 года по налоговой реконструкции (в дополнение к письму от 10 марта 2021 г. N БВ-4-7/3060@) а также о возможности налогоплательщика предоставлять в суд не раскрытые в ходе досудебного обжалования документы.
Читайте также:  Технический план (техплан) — что это такое, требования, документы, примеры

Какие бывают налоговые проверки бизнеса

Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:

Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу.
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию.
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки.
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований.

*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Большое значение в налоговом контроле является факт проверки сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом.

В последнее время для того, чтобы структурировать свою деятельность, российские налогоплательщики все чаще обращаются к инструментам международного налогового планирования. Международное налоговое планирование позволяет предпринимателям использовать их в экономических целях. Тем не менее, международные органы также принимают ряд мер, чтобы не допустить сокрытие налогооблагаемого дохода. Рассмотрим эти меры[26]:

1) меры против неправомерного перевода налогооблагаемых доходов за рубеж, включая[27]:

— правила трансфертного ценообразования, устанавливающие требования о рыночном характере цен по сделкам между взаимосвязанными сторонами. Данная практика недопущения сокрытия налогооблагаемого дохода активно применяется США, Великобритании, Нидерландах и других стран Европейского союза, а также России;

— правила «недостаточной капитализации». Данное правило ограничивает процесс принятия к вычету процентов по займам, которые были представлены субъекту зависимыми лицами. Такая практика имеет место в Великобритании, США, Швейцарии, Германии, Франции, России)[28];

— положения о налогообложении деловой репутации (goodwill), применяемые при выводе бизнеса в другую юрисдикцию (действуют в Швейцарии, Великобритании, Германии, Италии; с 1 января 2008 г. в России установлены правила налогообложения при продаже предприятия как имущественного комплекса)[29];

2) меры против сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом, в частности:

— анализируется с налоговой точки зрения состояние резидента юридического лица. Данная мера позволяет признать ту иностранную компанию, которая функционирует в той или иной стране, необходимой к налогообложению в той стране, где находится головной офис, из которого происходит управление данным предприятием.

— принятие положения «о контролируемых иностранных предприятиях». Данное положение предусматривает включение в доход головного и материнского предприятия, подлежащий налогообложению, прибыли, полученной в результате деятельности дочерних предприятий. Данная практика действует в США, Японии и Великобритании[30].

В России также применяются мероприятия, которые позволяют не допустить возможность предприятиям сокрыть свои доходы за рубежом. В связи с этим приняты положения, которые регулируют порядок налогообложения иностранных предприятий, а также изменяют критерии причисления к резиденту юридических лиц.

Контроль за иностранными компаниями в законодательстве России рассматривается, как мера и эффективное средство борьбы с сокрытием доходов и укрывательством от налогообложения для тех российских предприятий, которые разместили свой бизнес в оффшорных зонах или странах, которые имеют низкий уровень налогообложения по сравнению с Россией[31].

Читайте также:  Как посчитать стаж для отпуска: сложные вопросы

Для реализации эффективных мер по борьбе с данным правонарушением законодательством проводится следующие мероприятия:

— законом устанавливается само понятие контролируемых иностранных предприятий, путем определения взаимозависимых лиц и стратегического участия;

— ввести обязанность для юридических лиц — налоговых резидентов РФ указывать в налоговых декларациях все иностранные аффилированные компании, а также предоставлять данные о долях участия в таких компаниях;

— разработать условия, при которых нераспределенная прибыль аффилированной иностранной компании должна будет включаться в налоговую базу российской материнской компании[32];

— обеспечить контроль соблюдения правил о контролируемых иностранных предприятиях (в этих целях предполагается заключить двух- и многосторонние соглашения об обмене информацией и взаимной помощи по налоговым вопросам)[33].

Для того, чтобы эффективно применить данные положения законодательства, налоговые органы должны располагать информацией о российских предприятиях, которые участвуют в контролируемых иностранных предприятиях, как полностью, так и в виде доли.

Практика большинства стран показывает, что предоставление подобной информации налоговым органом входит в обязанность налогоплательщиков. В частности, данный факт имеет место в Канаде, Германии, Испании, США, Финляндии, Франции, Португалии, Японии. За нарушение обязанности по раскрытию информации, как правило, предусматриваются штрафы.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  1. те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  2. и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  1. Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  2. Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  1. Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  2. Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  3. Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  4. Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.

Права предпринимателей

У ИП есть определенный перечень прав при проверке. Например, предприниматель имеет право узнать ее основание — плановая или внеплановая. Можно также уточнить номер приказа или решения организации проверки.

Если есть признаки нарушения, предприниматель подает жалобу через Госуслуги. По закону жалоба рассматривается в течение одного рабочего дня. Важно иметь ЭЦП на Госуслугах для предприятия, рекомендует адвокат Адвокатской палаты Ростовской области, член ассоциации юристов России Анна Салютина.

Более подробно права изложены в Статье 36 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Установлено, что контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля имеет право:

  1. присутствовать при проведении профилактического мероприятия, давать пояснения по его вопросам, за исключением проверок, при проведении которых не осуществляется взаимодействие надзорных органов с контролируемыми лицами;
  2. получать от контрольного органа информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия;
  3. получать от контрольного органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внеплановой проверки;
  4. знакомиться с результатами контрольных мероприятий;
  5. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа;
  6. привлекать Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте страны.

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Ожидается, что закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Проведение налоговых проверок — это…

При каждой проверке есть как минимум 2 стороны: проверяющий (контролер) и проверяемый. При налоговых проверках это работники инспекции и налогоплательщики (или налоговые агенты), в роли которых выступают организации, ИП, а в некоторых случаях и обычные физлица, не имеющие отношения к предпринимательству.

Для первой стороны налоговая проверка — это основной вид деятельности, выполнять которую ей поручило государство, чтобы финансово обеспечить свое существование и функционирование.

Для второй это, как правило, дополнительные трудовые, временные, нервные и в итоге часто финансовые затраты. Минимизировать их вам поможет подборка материалов данной рубрики нашего сайта.

А начать знакомиться с порядком проведения налоговой проверки мы предлагаем со статьи «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *