ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.

Возможности самостоятельного формирования альтернативных источников пенсионного обеспечения

В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.

Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.

В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.

Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.

Пенсионная системы — основные типы

  1. Схема с установленным размером выплат (defined benefit). Пенсия выплачивается по достижению определенного возраста работнику, в зависимости от заработной платы и трудового стажа. Выплата осуществляется в виде пожизненного аннуитета — с компенсацией — согласно законодательству. Условный аналог в российской терминологии – распределительная система.
  2. Схема с установленным размером взносов (defined contribution). Размеры выплат зависит от суммы отчислений и накопленного дохода от инвестирования отчислений. Государство не устанавливает правил по индексации или минимальным суммам. Обычно используется как вспомогательная система. Условный аналог в российской терминологии – накопительная система.

Как определяется пенсия сейчас?

Пенсия = ФВ (фиксированная выплата) + ИПК * СИПК

  • С 2015 года введена новая пенсионная формула на основе баллов — «индвидуальный пенсионной коэффициент», которая определяет величину страховой пенсии.
  • Условия получения страховой пенсии:
  1. Достижение возраста (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин)
  2. Наличие стажа не менее 15 лет (с 2024 года)
  3. Наличие минимального количества баллов (не менее 30). Максимальное количество пенсионных баллов за год с 2021 года – 10, в 2018 году – 8,70.

Актуальность темы работы. Каждый человек независимо от возраста, профессии, образования и социально-экономического положения рано или поздно сталкивается с многочисленными рисками, которые связаны с общественным прогрессом. Особую роль занимают социальные риски, связанные с возможностью утраты трудового дохода или снижением материального благополучия по независящим от человека обстоятельствам, но напрямую связанным с его трудоспособностью. Наступление старости считается реализацией такого социального риска. Именно для этого и создана пенсионная система государства, которая ориентирована на защиту от последствий реализации подобных рисков.

Одной из важнейших задач пенсионной системы является гарантия достойного уровня пенсии, а также обеспечение финансовой устойчивости пенсионной сферы. Для осуществления названных задач, государству необходимо создать эффективно функционирующую пенсионную систему, что является очень сложным и долгим процессом. Процесс усложняется тем, что нельзя однажды создав эффективно функционирующую пенсионную систему, останавливаться на достигнутом, так как необходимо постоянно вносить корректировки и модернизировать пенсионную систему в соответствии с изменениями, которые происходят как внутри отдельно взятой страны, так и в соответствии с мировыми тенденциями.

Какой бы совершенной и справедливой ни была пенсионная система, она должна быть органично интегрирована в социально-экономическую и политическую систему. В этом смысле первоочередное значение имеет не сама политика в области пенсионного обеспечения, не модель пенсионной системы, а способность государства эффективно управлять экономикой, обеспечивать адекватный рост производства, умение сформировать устойчивую основу для сохранения уровня и роста благосостояния. В этих рамках существует большое вариационное пространство для формирования архитектуры пенсионной системы, которая также должна отражать в полной мере систему ценностей данного общества, включая особенности социального и культурно-исторического развития. В связи с этим особо актуальным встает вопрос о теории и методике построения пенсионной системы государства, что позволит избежать определенных ошибок и проблем при развитии российской пенсионной системы в будущем.

Читайте также:  Раздел имущества при разводе: от брачного договора до медиации и суда

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования пенсионной системы Российской Федерации.

Предмет исследования – нормы российского законодательства, регламентирующие особенности пенсионной системы Российской Федерации.

Целью работы является общая характеристика пенсионной системы Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— проанализировать историю развития пенсионной системы России;

— рассмотреть понятие пенсионной системы РФ и ее функции;

— проанализировать государственное пенсионное обеспечение;

— проанализировать страховое пенсионное обеспечение.

Методологическая основа исследования. В основу исследования положен общенаучный диалектический метод познания и его разновидности: исторический, метод логического анализа, сравнительно-правовой.

Основные характеристики пенсионной системы РФ

Пенсионная система РФ — ее понятие, структура, особенности требуют серьезного дополнительного рассмотрения в связи с тем, что из-за нехватки бюджетных средств и общего старения российского населения планируется ее кардинальное реформирование. Сейчас, будущая пенсия гражданина формируется при помощи трех видов отчислений:

  • обеспечение базового размера пенсии государством;
  • формирование накопительной части пенсии работодателем за счет ежемесячных отчислений;
  • дополнительное страхование — формируется за счет дополнительных добровольных отчислений гражданами, что позволяет увеличить ее размер.

Важно!

Пенсионная система Российской Федерации имеет многоступенчатый характер, что позволяет обеспечивать ее длительное стабильное существование, но сейчас переживает кризис из-за низкой производительности труда и уменьшению налоговых поступлений.

Современная система пенсионного обеспечения в РФ делится на два вида пенсионного обеспечения:

  • Обязательное пенсионное страхование – оно производится по старости или инвалидности, в случае потере кормильца, а основным источником выплат являются обязательные взносы, которые регулярно выплачиваются из заработной платы;
  • Добровольное пенсионное страхование, когда работник самостоятельно заключает договор с фондом и регулярно вносит установленную сумму на счет данной организации, что в будущем позволяет увеличивать размер его пенсии.

Система пенсионного обеспечения в РФ включает в себя центральное представительство, а также областные и городские отделения, которые занимаются вопросами оформления выплат на местах, а также оформлением социальных выплат по нетрудоспособности и иных социальных пособий.

Условия для страховой пенсии по старости

Устанавливаются
три вида страховых пенсий: по старости,
по инвалидности, по случаю потери
кормильца.

Установлено,
что права на страховую пенсию будут
учитываться в пенсионных коэффициентах
(баллах), исходя из уровня заработной
платы (уплаченных с нее страховых
взносов), стажа и возраста выхода на
пенсию.

Условиями
возникновения права на страховую пенсию
по старости являются достижение возраста
60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин,
наличие страхового стажа (т.е. минимального
стажа уплаты страховых взносов) не менее
15 лет, наличие величины индивидуального
пенсионного коэффициента (баллов) не
менее 30.

В
2025 году минимальный общий стаж для
получения пенсии по старости достигнет
15 лет. С 6 лет в 2015 году он будет в течение
10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году
в год. Те, у кого общий стаж к 2025 году
будет менее 15 лет, имеют право обратиться
в ПФР за социальной пенсией (женщины в
60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого,
будет производиться социальная доплата
к пенсии до прожиточного уровня пенсионера
в регионе его проживания.

С
1 января 2015 года минимальная величина
индивидуального пенсионного коэффициента,
при котором возникает право на назначение
страховой пенсии, установлена в
размере 6,6 с последующим ежегодным
увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025
году.

Что
такое индивидуальный пенсионный
коэффициент?

Пенсионная система Российской Федерации

Пенсионная система России представляет собой совокупность нормативных правовых актов и документов, призванных обеспечить компенсацию утраченного гражданами заработка в связи с наступлением страхового случая — достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца.

В последнее десятилетие пенсионная система России претерпевает серьезные изменения, целью которых является реформирование формирования пенсионных прав граждан. В 2013 г. принят Федеральный закон «О страховых пенсиях», который пришел на смену Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ввел новую пенсионную формулу. Пенсии, согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» стали зависеть от страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР. .­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.
Читайте также:  Как законно уволить пенсионера по инициативе работодателя

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
  • страховая;
  • накопительная.

Части пенсионной системы

По большей части особенности системы пенсионной направленности определяются лежащими в ее основе специальными принципами финансирования, которые в свою очередь подразделяются на распределительные и накопительные. На данный момент времени в Российской Федерации в результате проведенной определенной реформы система пенсионного характера носит смешанный характер. Используется, во-первых, система распределительной направленности, в процессе которой источником непосредственного характера выплат являются в зависимости от конкретного вида пенсии или ее части государственный бюджет, или взносы страхового характера, поступающие в ПФР. Во-вторых, применяется необходимая система имеющая накопительную направленность. На данный период времени, для того чтобы профинансировать накопительные части взносы поступают за лиц 1967 года рождения и моложе. Что касается средств относительно выбора застрахованного лица, то они уплачиваются в ПФР или специальный негосударственный пенсионный фонд, а также вполне могут переводиться из одного фонда в другой. В-третьих, есть дополнительное пенсионное обеспечение (в котором обычно используются распределительные и накопительные принципы). Преобладание абсолютной направленности с точки зрения количества пенсий и их доли в расходах общего характера на пенсионное обеспечение имеет конкретный распределительный принцип.

Замечание 1

Достаточно важным является тот момент, что в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются именно государственные системы распределительного характера.

Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование

Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансовокредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 21221 (в ред. федерального закона от 5 августа 2000 г.).

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.

Основной размер пособия по старости формируется за счет фиксированной выплаты и страховой пенсии. Последняя в первую очередь зависит от стажа и накопленных баллов. Сейчас действует переходный период. C 2024 года минимальный страховой стаж достигнет 15 лет (сейчас 9 лет), а минимальное число баллов — 30 (сейчас 13,8 баллов).

В этом случае человек при достижении пенсионного возраста получает право на получение страховой пенсии (в зависимости от накопленных баллов) и фиксированной выплаты к ней (сейчас — 4982,9 рубля). Если не набрал — имеешь право только на социальную пенсию, а она будет меньше.

Баллы рассчитываются исходя из установленных в законе предельных выплат. Больше всего баллов (к 2024 году максимум будет 10 баллов) получат те, кто получает большие «белые» зарплаты (в 2018 году это 85 тысяч рублей в месяц и выше). Если оклад меньше, то и баллов пропорционально меньше.

Рассчитываться она будет просто: число баллов будет умножаться на стоимость балла (см. графику). Сейчас она составляет 81,49 рубля, но каждый год индексируется государством.

Для чего поднимают пенсионный возраст?

Смысл повышения пенсионного возраста — снизить дефицит средств в ПФР на выплату пенсий, а также повысить уровень государственной пенсии.

Для получения страховой пенсии также необходим стаж работы не менее 15 лет по новым правилам. Повлиять на размер страховой пенсии будущий пенсионер может крайне незначительно — это пассивный доход на старость: получать доход на пенсии можно стабильно, но мало. Особенность страховой пенсии в том, что она формируется в баллах, и каждый год государство решает, сколько будет стоить балл. Стоимость может меняться в зависимости от числа работающих граждан и пенсионеров в стране. Поскольку формулу расчета баллов трудно понять даже матерым экономистам, для подсчета пенсии Пенсионный фонд РФ создал онлайн-калькулятор.

Читайте также:  Сумма фиксированных страховых взносов для ИП в 2023 году

Накопительная пенсия придумана с целью дать возможность будущему пенсионеру увеличить размер пенсионных накоплений. Дело в том, что отчисления, которые работодатель делает на страховую часть пенсии (16% от зарплаты работника) идут на нужды нынешних пенсионеров. А отчисления на накопительную часть (6% от зарплаты) по идее должны накапливаться на пенсионном счете гражданина и использоваться только по достижении им пенсионного возраста.

В зависимости от выбора каждого человека эти отчисления поступают либо в негосударственные пенсионные фонды, либо в государственный Внешэкономбанк, которые управляют пенсионными вложениями граждан, инвестируя их в акции, депозиты, государственные и корпоративные облигации и т.д. С 2014 году отчисления в накопительную часть были заморожены. Поэтому пока что все взносы идут на страховую часть пенсии, то есть тратятся на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Счета накопительной пенсии пополняются лишь за счет инвестиционного дохода от ранее перечисленных пенсионных накоплений. Кроме того, при желании можно оформить индивидуальный пенсионный план в НПФ и самостоятельно перечислять часть дохода на формирование негосударственной пенсии.

Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы.


Особенности пенсионного реформирования в 2017 году

В конце 2016 – начале 2017 гг. неоднократно выдвигались инициативы о повышении пенсионного возраста гражданам России, некоторые из которых были приняты Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23.05.2016 № 143-ФЗ. Первыми эти изменения почувствовали на себе работники госслужб, пенсионный возраст которых в 2017 году был повышен на 6 месяцев и составил 55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. Это плановое повышение должно стать поэтапным и к 2032 году и 2026 году достигнуть 65 лет для мужчины и 63 лет для женщины соответственно.

Еще одним обязательным изменением стало увеличение взносов в ПФ для самозанятого населения. Следовательно, если гражданин ведет предпринимательскую деятельность, он должен вовремя получить информацию о размере обязательного взноса, исчисляемого из его официального дохода. Кроме того, с 2017 года функции администрирования страховых взносов были переданы Федеральной налоговой службе, при этом за Пенсионным фондом остались обязательства по администрированию взносов, осуществленных до 2017 года, а также добровольных взносов на страховую и накопительную пенсию.

Также увеличился размер фиксированной выплаты благодаря индексации 1 февраля (5,4%) и 1 апреля (0,38%), что повлекло за собой повышение минимальной пенсии. Это гарантированное повышение было назначено в автоматическом режиме, без соответствующего заявления граждан. На 2,6 % увеличились и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Методы оценки эффективности пенсионной системы

Оценка эффективности
пенсионной системы осуществляется по следующим направлениям:

— показатели параметров
пенсионного обеспечения (пенсионный возраст, распространенность досрочного
выхода на пенсию, система тарифов страховых взносов, эффективная ставка
страховых взносов, правила индексации и формирования пенсионных прав,
требования к минимальному страховому стажу);

— показатели оценки
уровня жизни пенсионеров (коэффициент замещения, динамика среднего размера
пенсии);

— демографические
показатели оценки пенсионной системы (соотношение иждивенцев и занятых,
продолжительность жизни, вероятность дожития до пенсии);

— экономические
показатели воздействия пенсионной системы на экономику на основе сценарного
подхода (расходы на пенсионные выплаты в ВВП, пенсионные накопления);

— финансовая сбалансированность пенсионной системы (дефицит бюджета, межбюджетные трансферты, показатели устойчивости бюджета).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *