Договор транспортной экспедиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор транспортной экспедиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

За выполнение своих обязательств по договору транспортной экспедиции исполнитель получает вознаграждение, размер которого устанавливается по согласованию сторон. Оценка услуг, оказанных в рамках реализации соглашения, осуществляется с учетом их объема и сложности. Так, если экспедитор занимается не просто организацией транспортировки и заключением соглашения с организацией-перевозчиком, а самостоятельно доставляет груз, ему дополнительно оплачивается выполнение транспортной функции. Кроме того, по соглашению могут предусматриваться и другие обязательства, от объема и сложности которых зависит конечная оценка экспедиторских услуг. Это, к примеру, хранение груза, оплата госпошлин, погрузка и выгрузка. Чем больше задач ставится перед экспедитором, тем выше оценка его труда. Факт выполнения и объем выполненных задач подтверждается соответствующим актом.

Оценка экспедиторских услуг

Расчет оплаты работы экспедитора осуществляется исходя из данных, указанных в накладной, по тарифам такого специалиста (организации), которые могут повышаться в одностороннем порядке.

Если вы заинтересованы в качественном бухгалтерском обслуживании экспедиционной деятельности, предлагаем обратиться в нашу компанию. Сотрудничество с нами позволит больше не беспокоиться о ведении счетов и налогообложении без необходимости содержать целый штат бухгалтеров.

Наша специализация – предоставление бухгалтерской помощи организациям, частным предпринимателям и другим лицам. Сотрудники компании отлично разбираются в вопросах бухучета и уплаты налогов в сфере транспортной и экспедиторской деятельности.

Мы предоставляем каждому клиенту точный расчет стоимости услуг, что позволяет узнать о будущих расходах заранее. Все условия прозрачны и выгодны для вас!

Обращайтесь в нашу компанию, и в ваших отчетах все будет точно и грамотно. Благодаря нашей совместной работе контролирующие органы не смогут предъявить никаких претензий к вашей работе и ее оформлению. Мы обеспечиваем качественное бухгалтерское обслуживание и выполнение всех действующих требований к налогообложению.

Ответственность транспортно-экспедиторской компании

В первую очередь стоит подчеркнуть: закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (статья 803 ГК РФ) устанавливает презумпцию вины экспедитора. Что это такое? Как презумпция невиновности, только наоборот. Экспедитор всегда и при почти любых обстоятельствах будет виновен в утрате груза. По договору, кроме ответственности за свои действия, он несёт ответственность за действия третьих лиц, поэтому их ошибки также нисколько не освобождают его от ответственности.

При перевозке груза по территории РФ за утерянный, поврежденный, недостающий и т.д. груз, при доказанной вине фирмы, экспедитор должен выплатить владельцу полную стоимость груза — в размере либо объявленной, либо действительной (документально подтвержденной) стоимости.

Однако если перевозка осуществлялась в международном формате (т.е. выходила за пределы нашей страны), то ответственность экспедитора ограничивается двумя расчетными единицами за килограмм общего веса недостающего груза (по статье 7 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Кроме того, вместе с возмещением реального ущерба экспедитор должен возместить клиенту и упущенную выгоду, вызванную утратой, недостачей или повреждением груза, и если это установлено договором транспортной экспедиции, вернуть ранее уплаченное вознаграждение.

Конечно, есть определенные обстоятельства, по которым экспедитора могут признать невиновным, но их формулировка несколько туманна «те, которые обладают в совокупности признаками чрезвычайности и объективной непредотвратимости». Что это за обстоятельства — до конца не понятно. Даже природные факторы не могут быть однозначным оправданием. Их, благодаря сводкам о местности и прогнозам погоды, в теории, можно было бы предугадать.

Однако, то, что на самом деле снимает с экспедитора ответственность — это упущения клиента: то есть неуказание им в заявке специфики груза, тех особых условий, которых требует его перевозка, предоставление неполных и недостоверных сведений о грузе.

Правда и тут закон успел несколько ужесточить правила игры. «Пакет Яровой» обязал экспедиторов перепроверять предоставленные клиентом данные на наличие всей необходимой информации, её правдивость и действительность всех свойств груза.

Внимание! Т.е. если в ходе оказания услуги всплывают неожиданные траты, которых нет в договоре, то они ложатся на плечи экспедитора. Это происходит потому, что именно он – лицо ответственное за контракт.

Специфическая первичка

Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.


  • Транснефть Финанс
  • Северсталь ЦЕС
  • РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Компания Braun
  • Мостотрест
  • Альфа-Банк
  • Мособлгаз
  • Газпромбанк
  • МКУ Управление Делами Администрации
  • ФКР Москвы
  • Аппарат Мэра и Правительства Москвы
  • ВТБ Лизинг
  • Гипромез
  • АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
  • Русское море
  • Издательство Просвещение
  • ИЦЛС Биотехнология
  • ГУП Моссвет

Порядок формирования дохода (вознаграждения) экспедитора.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики от 1 февраля 2011 года N 03-03-09/10 (О порядке формирования дохода (вознаграждения) экспедитора) сообщает следующее:

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях главы 25 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженными в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, организация, исполняющая обязанности экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции и не являющаяся перевозчиком, при определении налоговой базы учитывает доходы в виде вознаграждения по договору, а также суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором за клиента, если эти затраты учтены экспедитором в составе расходов.

Читайте также:  Повышение ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году

Бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции

В связи со значительным увеличением грузопотоков, происходит активное развитие транспортно-экспедиторских услуг. Для того чтобы правильно организовать бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции, необходимо знания законодательных актов. Деятельность в области экспедирования грузов регламентируется:

  • Федеральным Законом Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30.06.03г,
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 года № 554,
  • Главой 41 “Транспортная экспедиция” Гражданского кодекса РФ.

При заключении сделки по экспедироваю грузов, стороны обязаны составить и подписать Договор транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента (Грузоотправителя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. При этом, экспедитор может выступить:

  • агентом или посредником между Клиентом и Перевозчиком,
  • исполнителем услуг по перевозке.

Если Экспедитор по договору транспортной экспедиции выступает посредником, Клиент обязан уплатить Экспедитору вознаграждение и оплатить все расходы, понесенные в интересах Клиента. Для целей бухгалтерского и налогового учета в этом случае доходом Клиента будет являться вознаграждение Экспедитора. Договором транспортной экспедиции должно быть определено, какие затраты, понесенные в ходе исполнения данного договора экспедиции, будут возмещены Клиентов и в каких размерах.

Плюсы профессионального экспедирования

Основное преимущество компании экспедитора перед обычными перевозчиками — меньшая стоимость сервиса. Более привлекательное ценовое предложение основано на том, что тарифы на услуги транспортной экспедиции рассчитываются за всю грузоперевозку в целом. Клиенту не требуется заключать отдельные договоры с каждым региональным перевозчиком, подстраиваясь под сиюминутные изменения прайса. У крупного транспортного экспедитора фиксированная стоимость сочетается с отлаженной логистикой, что выгодно и удобно заказчику. Помимо этого очевидного преимущества есть и другие:

  • отсутствуют расходы на аренду подвижного состава;
  • организация мультимодальных перевозок;
  • упрощенный для клиента документооборот;
  • сокращение сроков оказания транспортно экспедиционных услуг;
  • консолидирование грузов на складах;
  • сохранность доставляемых грузов;
  • сопровождение опасных ADR грузов 1-7 классов.

Услуги экспедитора включают резервирование грузовых средств на конкретные даты, перевод документов на иностранные языки, прохождение таможенного контроля и многое другое. В обязанности транспортного экспедитора также входит контроль за соблюдением договорных обязательств, он следит за пломбированием и маркировкой контейнеров, работает с рекламациями. Все это выполняется в соответствии с правовыми нормами РФ и международными конвенциями о транспортной экспедиции.

Как правильно составить договор на оказание транспортных услуг?

Сталкиваясь с проблемой доставки товара, клиент ищет транспортную компанию и задумывается о том, как оформить ДОТУ и какие сведения понадобиться отобразить в данным документе? Участниками такого соглашения могут оказаться ИП, предприятия и физлица. Договор может оформляться на одну перевозку или на продолжительные взаимоотношения. По сути такое соглашение является типовым договором на предоставление услуг, с отсутствием специфических особенностей, отличающих такие соглашения от других.

Примечание.Чем точнее и детальнее в соглашении будут изложены требования и условия, тем легче они смогут осуществлять контроль процесса транспортировки груза и оценки результатов деятельности.

Заполнять документ требуется на листе А4. Договор не должен иметь ошибок, исправлений и зачеркиваний, как и подобное соглашение на предоставление услуг.

Алгоритм заполнения ДОТУ такой же, как любого другого соглашения, с отображением реквизитов сторон, их прав и обязательств друг перед другом, описания условий перевозок и их сроков, порядка приёма товара, расчёта за транспортировку, а также основания для разрыва сотрудничества.

Правовые основы транспортно-экспедиционной деятельности

Понятие «транспортная экспедиция», порядок и условия заключения договора транспортной экспедиции, обязанности сторон, закреплены в Гражданском кодексе РФ[3]. С принятием в 2003 году закона РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности»[4] были законодательно определены порядок деятельности экспедиторских организаций и оформления необходимых для грузоперевозок документов, права и обязанности клиентов и экспедиторов. Вопросы транспортной экспедиции нашли своё отражение и в нормативных документах различных видов транспорта, например, в Уставе железных дорог[5].

Экспедиторские организации 150 стран объединились в Международную федерацию экспедиторских ассоциаций, в рамках которой выработаны унифицированные правила ведения транспортно-экспедиторской деятельности.

Документальное оформление

поручение экспедитору (заполняется клиентом в соответствии с п. 8 Порядка; определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора ТЭ)*(4);

экспедиторская расписка (заполняется экспедитором и подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складская расписка (согласно п. 13 Правил оформляется экспедитором в случае, если он принимает груз клиента на складское хранение);

иные экспедиторские документы.

Если же договор экспедиции оформляется как договор возмездного оказания услуг, то все расчеты с третьими лицами экспедитор осуществляет от своего имени, расходы не перевыставляются заказчику, а осуществляются за счет экспедитора. Оплата договора определена суммой, которая включает и вознаграждение, и расходы экспедитора*(5).

Акт и отчет оформляются в произвольной форме, с указанием обязательных реквизитов, установленных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ*(6).

В отчете экспедитора указываются, в частности:

суммы денежных средств, полученные для исполнения экспедиторских услуг по организации перевозки;

суммы денежных средств, израсходованные для исполнения экспедиторских услуг (например, на привлечение сторонних транспортных организаций);

суммы экспедиторского вознаграждения.

К отчету экспедитор должен приложить необходимые транспортные документы, копии договоров на перевозку груза, заключенные с третьими лицами (в случае если договоры заключались от имени клиента, то должны предоставляться их оригиналы). Также экспедитор составляет счет-фактуру на свои услуги (на сумму вознаграждения), если экспедитор является плательщиком НДС, и сводный счет-фактуру (для перевыставления клиенту сумм НДС, предъявленных третьими лицами; о его составлении смотрите далее).

Акт и отчет о затратах, произведенных за счет клиента, должны быть составлены на дату выполнения всего комплекса услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию, установленной договором ТЭ (например, на дату передачи груза грузополучателю в конечном пункте назначения в соответствии с условиями договора ТЭ).

Обязательные приказы предприятия

Для обеспечения норм показателей предприятие должно издать приказы разового характера или при изменении условий эксплуатации. Стандартный перечень приказов, устанавливающих:

  • Перечень лиц, получающих транспортное средство на хранение.
  • Нормы расходования топлива, ГСМ и прочих жидкостей с указанием показателя на каждое транспортное средство.
  • Нормы расхода топлива, установленные для сезонной эксплуатации.
  • Нормы и периодичность замен шин.
  • Состав комиссии, отвечающей за оценку состояния транспорта, необходимость проведения ремонта, перечень заменяемых узлов. Комиссия рассчитывает периодичность проведения среднего и капитального видов ремонта.

Наличие приказов, устанавливающих нормы расходов, проверяется ИФНС как документы, позволяющие определить обоснованность налогообложения. Нормирование расходов применяется предприятиями, оказывающими транспортные услуги или имеющими транспортные средства для собственных перевозок грузов или работников.

Транспортная экспедиция. Документальное оформление, бухучет и налогообложение

В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Об этом сказано в пункте 1 статьи 802 Гражданского кодекса РФ.

Экспедиторскими документами являются:

– поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2023 году

– экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

– складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (Из Письма от 4 октября 2011 года № 16-15/095705@

Таким образом, в рамках оказания услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов на перевозку грузов оформляются:

– договор транспортной экспедиции;

– акт сдачи-приемки оказанных услуг;

– экспедиторские документы;

– доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);

– перевозочные документы.

Договор транспортной экспедиции в гражданском праве

Прежде чем рассматривать порядок учета, необходимо разобраться с юридическими аспектами договора транспортной экспедиции.

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

От вида договора зависит порядок отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, а также перечень оформляемых документов. Поэтому у многих бухгалтеров возникает вопрос: как же отличить договор транспортной экспедиции от договора перевозки? Разберемся в этом.

В силу п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Таким образом, главным отличием договора транспортной экспедиции от договора перевозки является то, что в договоре транспортной экспедиции экспедитор оказывает услуги, связанные с перевозкой груза (или организует их выполнение). В договоре перевозки же предметом является выполнение самой перевозки (а не оказание услуг, связанных с такой перевозкой).

Договоры транспортной экспедиции имеют двойственную природу и могут рассматриваться как:

— разновидность договора оказания услуг (исполнитель выполняет услуги, связанные с перевозкой);

— посреднический договор (исполнитель организует выполнение услуг, связанных с перевозкой).

Когда экспедитор самостоятельно перевозит груз, его услуги не являются посредническими. Если же перевозка груза осуществляется третьим лицом на основании заключенного экспедитором договора, деятельность экспедитора может рассматриваться как посредническая. В этом случае к договору транспортной экспедиции могут применяться правила о договоре комиссии, агентирования и договоре поручения.

Анализ арбитражной практики показывает, что на данный момент суды не пришли к единому мнению по вопросу гражданско-правовой квалификации договора транспортной экспедиции, предусматривающего организацию перевозки грузов с привлечением третьих лиц.

Согласно п. 2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором транспортной экспедиции экспедитору, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если заказчик (клиент) использует услуги транспортной экспедиции с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, затраты в виде стоимости услуг экспедитора (вознаграждения, а также суммы возмещаемых затрат, если условиями договора транспортной экспедиции предусмотрено возмещение затрат экспедитора, понесенных за счет клиента) признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н (далее — ПБУ 10/99)).

Такие расходы должны быть отражены на счете 44 «Расходы на продажу» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Расходы признаются на дату исполнения экспедитором договора транспортной экспедиции по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, — акта об оказании услуг, отчета экспедитора или универсального передаточного документа (если предусмотрено составление такого документа), если не предусмотрено — на дату сдачи груза экспедитором) (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Если заказчик (клиент) использует услуги транспортной экспедиции с целью доставки приобретаемого основного средства, то такие транспортные расходы включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

Расходы на доставку реализуемых объектов основных средств учитываются в качестве прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Если же заказчик (клиент) использует услуги экспедитора для доставки приобретенных товаров (материалов), то стоимость рассматриваемых услуг (вознаграждение, а также сумма возмещаемых затрат, если условиями договора транспортной экспедиции предусмотрено возмещение затрат экспедитора, понесенных за счет клиента) должна учитываться в стоимости приобретенных товаров (материалов) (п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (далее — ПБУ 5/01)).

Однако организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

Таким образом, учет стоимости услуг экспедитора при приобретении товаров (материалов) зависит от вида деятельности и порядка, прописанного в учетной политике заказчика (клиент).

Расчеты с экспедитором следует отражать на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При этом если условиями договора транспортной экспедиции предусмотрено возмещение затрат экспедитора, понесенных за счет клиента, и возмещаемые расходы выделены в документах экспедитора отдельной строкой, то расчеты с экспедитором по ним можно отразить с использованием счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Читайте также:  Виза в Китай для граждан Казахстана: как оформить?

В связи с этим на счетах учета сумма, уплачиваемого вознаграждения, экспедитору, будут отражаться записями:

Дебет 44 (41, 10, 08, 91.2) Кредит 60, субсчет «Расчеты с экспедитором»

— отражена стоимость услуг экспедитора (сумма вознаграждения);

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60, субсчет «Расчеты с экспедитором»

— отражен предъявленный экспедитором НДС с суммы вознаграждения на основании счета-фактуры;

Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»

— принят к вычету НДС;

Дебет 60, субсчет «Расчеты с экспедитором» Кредит 51 «Расчетные счета»

— услуги экспедитора оплачены.

Если условиями договора транспортной экспедиции предусмотрено возмещение затрат экспедитора, понесенных за счет клиента, и возмещаемые расходы выделены в документах экспедитора отдельной строкой, данные расходы должны быть отражены в учете заказчика (клиента) следующим образом:

Дебет 44 (41, 10, 08, 91.2) Кредит 76, субсчет «Расчеты с экспедитором по возмещаемым расходам»

— учтены возмещаемые расходы;

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 76, субсчет «Расчеты с экспедитором по возмещаемым расходам»

— отражен предъявленный экспедитором НДС на основании счета–фактуры;

Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»

— принят к вычету НДС на основании счетов-фактур, перевыставленных экспедитором;

Дебет 76, субсчет «Расчеты с экспедитором по возмещаемым расходам» Кредит 51 «Расчетные счета»

— перечислена оплата экспедитору по возмещаемым расходам.

Отметим, что организации-заказчики, применяющие УСН, отражают хозяйственные операции по договорам транспортной экспедиции в бухгалтерском учете аналогичным образом (за исключением учета НДС, так как организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС).

Напомним, что с 1 января 2013 г. с момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (см. также письма ФНС России от 15.04.2013 № ЕД-4-3/6829, Минфина России от 04.02.2013 № 07-01-06/2253).

Особенности налогового и бухгалтерского учета в транспортной компании

5 Федерального закона N 87-ФЗ не оплачивать, а именно возмещать экспедитору понесенные им расходы, по нашему мнению, к отчету экспедитора должны прилагаться копии договоров, заключенных им от своего имени, но за счет клиента.

В любом случае, так как затраты экспедитора на организацию перевозок грузов клиента осуществлены в конечном счете в интересах последнего и за его счет, несмотря на то что предоставление отчета агента в рамках договора транспортной экспедиции необязательно, относить указанные затраты на финансовый результат экспедитора неправомерно.

Более того, в Письме УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 N 20-12/22797 отмечено: «Данные расходы при соответствии условиям, указанным в ст. 252 НК РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть документально подтверждены в части сумм, причитающихся в качестве агентского вознаграждения, отчетом агента, а в части сумм оплаты (возмещения) стоимости конкретных услуг по перемещению груза — первичными документами, установленными законодательством РФ для оформления операций по перемещению груза (складскими документами, железнодорожными накладными, актами выполненных работ и т.п.)».

Таким образом, в целях налогообложения прибыли налоговыми органами принимается порядок документального оформления затрат экспедитора в виде его отчета с приложением первичных документов. При этом условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные Федеральным законом N 87-ФЗ и другими федеральными законами или нормативно-правовыми актами РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (ст. 1 Закона N 87-ФЗ). Представление экспедитором отчета с приложением копий первичных документов, подтверждающих понесенные им затраты для исполнения договора, необходимо только при условии закрепления соответствующей обязанности в договоре транспортной экспедиции.

Можно сделать вывод, что закон обязывает экспедитора представить клиенту экспедиторский документ (документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции), оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности, а также документы, представление которых оговорено в договоре транспортной экспедиции.

В целях устранения вышеописанных противоречий в организации документального оформления услуг транспортной экспедиции в договоре целесообразно предусмотреть представление экспедитором и иных документов, не предусмотренных законом (например, отчета экспедитора), а также первичных документов, подтверждающих понесенные экспедитором затраты.

Следует отметить, что для подтверждения экономической обоснованности расходов и направленности их на получение дохода экспедитору необходимо подтвердить сам факт оказания услуги по перевозке грузов. Как указано в п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В соответствии со ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ) договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильное составление или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются постановления Конвенции. При этом согласно п. 1 ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано иное, имеет силу договора относительно его условий и удостоверения принятия груза перевозчиком. Согласно п. 1 ст. 5 КДПГ накладная составляется в трех экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.

Конвенция заключена в Женеве 19.05.1956, вступила в силу для СССР 01.12.1983.

Таким образом, международная транспортная накладная (СMR) является документом, установленным законодательством (вышеуказанной Конвенцией), подтверждающим факт перевозки груза и расходы, понесенные в связи с этой операцией. Необходимость наличия накладной для подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль отмечалась в Письме УМНС России по г. Москве от 07.07.2003 N 26-12/37027. Сведения, которые в обязательном порядке должна содержать накладная, указаны в п. 1 ст. 6 КДПГ. К ним относятся, в частности, расходы, связанные с перевозкой (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза).

Отличия в учете разных систем налогообложения

Ведение учета транспортными компаниями осуществляется с использованием общеустановленной, упрощенной систем налогообложения и ЕНВД.

Показатель ОСНО УСН ЕНВД
Ограничение по числу транспортных средств Без ограничения Без ограничения 20 единиц арендованных и собственных средств
Ограничение по выручке Отсутствует Имеется Отсутствует
Ограничение по численности Отсутствует Не более 100 человек общего состава Не более 100 человек общего состава
Периодичность отчетности по основному налогу Ежемесячно или ежеквартально Ежегодно Ежеквартально
Порядок расчета налога Доходы за минусом расходов В зависимости от схемы – «доходы» или доходы минус расходы» Рассчитывается в зависимости от количества транспортных средств
Обязанность по уплате минимальной суммы налога Отсутствует Имеется для схемы «доходы минус расходы» Величина налога определяется от количества техники на весь период применения режима
Величина документооборота Максимальная Средняя Минимальная

Право на выбор системы налогообложения или его смену имеется у транспортного предприятия в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *